Немного об искусстве…

Особенности техники офорт.

Офорт — это графическая техника, а точнее, гравюра по металлу, для которой углубленные элементы печатной формы создаются путем травления металла кислотами. В дословном переводе с французского L’eau-forte означает «крепкая вода» — так раньше называлась азотная кислота, используемая для травления металла.

Возникновение гравюры связано с ремёслами, где применялись процессы гравировки: ксилография — с резьбой, в том числе на досках для набойки; резцовая гравюра — с ювелирным делом; офорт — с украшением оружия.

Перед началом травления металлическую (стальную, медную или цинковую) пластину подготавливают: выравнивают, слегка закругляют, чтобы она не повредила бумагу, и полируют. Затем с помощью мягкого тампона или валика равномерно покрывают слоем грунта — кислотостойкого лака или воска. С помощью стилусов (стальных игл разного диаметра) гравёр процарапывает на грунте рисунок, обнажая металл под ним. Обратную сторону доски покрывают лаком, а затем погружают в кислоту (в отдельных случаях поливают кислотой). Она разъедает металл в открытых областях, создавая углубления, в которые позже попадут чернила. Глубина и ширина этих борозд зависит от крепости раствора и продолжительности воздействия кислоты — чем концентрированней жидкость и чем дольше в ней находится пластина, тем шире и глубже будут углубления, а, соответственно, темнее линии на отпечатке.

Этот процесс повторяется для создания тонких нюансов: после первого травления гравёр может вновь покрыть часть областей грунтом, чтобы они остались более светлыми, и опять погрузить доску в кислоту, чтобы оставшиеся стали глубже. Когда нужный результат достигнут, грунт удаляется растворителем.

После этого по поверхности доски с помощью тканевого тампона или картонного язычка распределяются чернила, а их излишки удаляются тем же материалом. Пластина дополнительно очищается тарлатановой тряпкой (жёстко накрахмаленной марлей или кисеёй). Доску кладут на пресс рисунком вверх, накрывают увлажнённой бумагой и куском войлока, сукна или фетра. Проходя по ним, вал станка выдавливает чернила с пластины на бумагу.

В фондах Музейного комплекса хранятся уникальные офорты Александра Костина. Александр Костин — российский скульптор, график и живописец. В основе творчества Александра Костина лежит концепция времени, его ощущения, связи древнего и настоящего, мистики и реальности. Приобщение к традициям античного искусства, постижение его законов и следование его эстетике.

Специалист экспозиционной и выставочной деятельности Драганчук М.Ю.