«Немного об искусстве…»
Карандашная графика.
Графика, это то с чего всё начинается: эскиз карандашом предшествует любому замыслу. Графика очень притягательна, её хочется рассматривать, и всегда есть что рассмотреть: свет и тень, ночь и день, белое и черное, линия, пятно, штрих, точка.
Слово «графика» происходит от греческого «графо», что значит «пишу». Понятие «графика», как вид изобразительного искусства, появилось только в начале ХХ века.
Главное отличие графики от живописи состоит в том, что художник- живописец никогда не использует белую плоскость холста, как часть изображения, а для художника-графика белый лист бумаги — это не просто поверхность, по которой можно рисовать. Белая бумага в процессе работы сама является пространством и светом.
В фондах НГ МАУК «Историко-художественный музейный комплекс», хранится коллекция карандашной графики таких художников, как С.Н. Зонина, А. Почежерцев и др.
Рассматривая один из карандашных набросков С.Н.Зониной, мы видим, как художник извлекает по истине удивительные эффекты, благодаря способности бумаги создавать воздушную и световую среду. Более плотно, затемненный штриховкой дом, и сарай уходят на задний план. Невысокий забор, частично проработанный штриховкой и контуром, становится к нам ближе. Участки белой, фактически не тронутой карандашом художника бумаги передают нам яркий свет, и мы понимаем, какая солнечная стоит погода. В графике, особенно черно-белой, невозможно добиться иллюзий, обмана в изображении реальности. Зато, отчетливо позволяет передать быстротечность событий, даже самые короткие моменты, само дыхание, пульс прекрасной жизни. Так же, можно обратить внимание, что очертания некоторых предметов теряются. Здесь от нас требуется домыслить то, что изображено. Научиться чувствовать красоту линий. Линия в графике очень важна, она не только даёт зрителю возможность узнать предмет, но и обладает собственной выразительностью: создаёт настроение, доносит переживания художника.
Специалист экспозиционной и выставочной деятельности
Драганчук М.Ю.