Петр I. (1672-1725).Часть V.

Реформы в области культуры, образования и просвещения

Петр I или, как его еще называют, Петр Великий, является, пожалуй, одной из самых противоречивых личностей в истории России.

Еще в юные годы Петр неприятно удивлял многих своих подданных частыми посещениями Немецкой слободы и общением с иностранцами, кое-кто из которых (например, швейцарец Франц Лефорт или шотландец Патрик Гордон) оказал на него значительное влияние. Но по-настоящему важным этапом стало путешествие Петра по Западной Европе в составе «Великого посольства». По возвращении в Россию царь отправил за границу для обучения немало молодых дворян, главным образом для овладения «навигацкими» (морскими) науками, а также механикой, артиллерийским делом, математикой, иностранными языками.

Петр заботился о развитии образования и в самой России. С этой целью он выписывал из-за границы учителей. Для распространения грамотности и просвещения  в 1699 году была организована первая школа – Пушкарская, в 1701-м – первое профессиональное светское учебное заведение – Школа математических и навигацких наук, готовившая офицеров морского флота, инженеров, геодезистов, архитекторов и других специалистов. Впоследствии при этой школе была устроена первая в России астрономическая обсерватория. В Москве были также открыты школы: артиллерийская (1701), медицинская (1707), инженерная (1712). В Петербурге учреждены Морская академия (1715) и Высшая инженерная школа (1719).

Во многих городах для начального обучения открывались «цифирные» школы, а также гарнизонные школы для солдатских детей. Расширилась сеть епархиальных учебных заведений, в которых помимо детей духовенства обучалось немало детей разночинцев (подъячих, мастеровых).

В первой четверти XVIII века издается много книг и брошюр светского содержания. Первое место среди них занимали учебники, такие как букварь Федора Поликарпова и «Арифметика» Леонтия Магницого, по которому впоследствии училось не одно поколение русских людей. Издавались книги по военному делу и технике, руководства, различные пособия и другие издания, посвященные конкретным отраслям знаний.

Для расширения кругозора подданных Петр задумал издавать газету, где помещались бы заграничные новости. В январе 1703 г. появился первый номер «Ведомостей». В редактировании его участвовал сам царь. Церковнославянский шрифт, которым печатались «Ведомости», вскоре был заменен «гражданским», латинизированным — этот шрифт с небольшими изменениями до настоящего времени применяется во всех типографиях России.

Просветительским целям должен был служить и театр. В 1702 г. в Россию  была приглашена странствующая немецкая труппа под руководством актера и драматурга Иогана Кунста. В отличие от закрытого придворного театра времен царя Алексея Михайловича новый театр должен был стать общедоступным. Здание для него построили на Красной площади. В театре ставили пьесы сугубо светского содержания. Кроме того, Петр обязал Кунста обучать россиян «комедиантским» (т. е. театральным) наукам.

В петровское время заметно проявляется интерес к научному познанию природы, к изучению естественных богатств и истории России. Началась систематическая работа по собиранию памятников естественно-научного и исторического характера. В 1714 году была основана Кунсткамера (от нем.  «кабинет редкостей»). Появление музея связывают с распоряжением царя перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций и библиотеку Петра I. В Петербурге коллекции были помещены в только что построенный для царя Летний дворец, позже переведены в Кикины палаты, где в 1719 г. впервые были показаны посетителям. Одновременно с организацией музея было начато проектирование и строительство специального здания для музея. Это первое музейное строение в России и, видимо, старейшее здание в мире, возведенное специально для музея. Сегодня оно является символом и логотипом Российской академии наук.

По инициативе Петра произошли изменения и во внешнем виде российских подданных. Петр I всегда предпочитал традиционным долгополым одеждам более удобное европейское платье, а в конце 1690-х годов, вернувшись из-за границы, принялся за европеизацию страны, причем начал с самого неприкосновенного – бороды. Долгое время бритье бороды и усов считалось на Руси грехом. Поэтому, когда в 1698 году молодой царь Петр I собственноручно отрезал бороды нескольким знатным боярам, это вызвало непонимание и удивление. Однако царь был настойчив, несмотря на то, что многие видели в его действиях неуважение к исконно русским традициям.

В 1698 году Петр I установил налог на бороду, уплатившим который выдавался специальный жетон, предъявлявшийся городовым. Уже в 1705 году был издан указ, согласно которому единственными, кому разрешалось не брить бороду и усы, оставались священники, монахи и крестьяне. Со всех остальных за непослушание взимался повышенный налог, размер которого зависел от сословия и имущественного положения нарушившего. Единственными свободными от пошлины остались крестьяне, но и им старая привычка не обходилась бесплатно — при въезде в город они платили по одной копейке.

В январе 1700 года Петр I велел высшему сословию носить платье по типу венгерского, немного позже в качестве примера стал приводиться немецкий костюм, и, в конце концов, боярам и дворянам предписывалось надевать немецкое платье по будням и французское – по праздникам. В качестве наглядных образцов нового костюма на городских улицах были выставлены чучела, одетые на новый манер. Изменилась и женская одежда. Тяжёлые сарафаны, скрадывающие формы тела, закрытые рубашки были запрещены. Согласно новой моде женщины должны были носить декольтированные французские платья, с затянутым в талии корсажем, рукавами до локтя и широкой юбкой. Женщины также должны были завивать волосы в локоны и пользоваться яркой декоративной косметикой (румяна и белила).

Царь стремился переделать русское дворянство по образу и подобию аристократии «цивилизованных народов». Для этого в 1717 г. был переведен и издан специальный учебник — «Юности честное зерцало», где просто и доходчиво излагались самые элементарные правила поведения в обществе и, в частности, на ассамблеях.

 Ассамблеи — вольные собрания для дворян — были учреждены в 1718 г. В них предписывалось принимать участие и женщинам. Здесь можно было встретиться, обменяться новостями и вообще весело провести время (карты, шахматы, танцы). Обстановка на ассамблеях должна была быть непринужденной, легкой.

Россия при Петре вступила в  новое во всех смыслах время, одним из символических актов, отметивших это вступление, было введение юлианского календаря. Новый год теперь начинался не с 1 сентября (согласно прежнему — «от сотворения мира» — летосчислению), а с 1 января, от Рождества Христова. Указ был издан в декабре 1699 г. и, таким образом, с 1 января в стране наступил новый, 1700 год, а не продолжался 7208 г. от Со­творения мира. После перехода на новый календарь в России по приказу Петра начали массово и с размахом отмечать праздник Новый год.

Во время правления Петра начинают печатать календари, содержащие сведения о днях недели и месяцах, времени восхода и захода солнца, ожидающихся затмениях солнца и Луны, сведения о погоде. Эти календари пользовались огромным успехом.

Нельзя не упомянуть и другой символ петровской эпохи, любимое детище реформатора, будущую культурную столицу — Санкт-Петербург. Город был основан в мае 1703 года, в день православного праздника Святой Троицы на берегу Невы. Первый камень был заложен на Заячьем острове. Строительство было ориентировано на европейские каноны, все постройки возводились иностранными мастерами по подобию архитектуры других стран. По задумкам Петра I новый город должен был походить на Венецию или Амстердам. Особое внимание уделялось строительству частных домов, которые возводились по образцовым, типовым проектам, что являлось характерной особенностью Петербурга. В 1714 году Петр запретил в России каменное строительство, везде, кроме Петербурга. Весь камень надлежало переправлять в этот город, где велись масштабные стройки. Впервые город строился четко по плану. Применяемый итальянским архитектором Трезини стиль принято называть русским барокко. В 1712 году, на два столетии, Санкт-Петербург стал столицей Российской империи.

Подводя итог преобразованиям Петра, необходимо отметить, что его культурные реформы оцениваются по-разному в зависимости от того, кто даёт эту оценку. Нельзя не признать, что у них были как плюсы, так и минусы – с одной стороны, царь поспособствовал развитию наук, искусств и культуры в целом, а с другой, он беспощадно уничтожил немало русских традиций, чтобы освободить место для новых, европейских. Именно поэтому однозначной оценки петровских реформ нет, кто-то считает, что царь прорубил окно в Европу, а кто-то утверждает, что он пожертвовал русской культурой, пытаясь заменить её на чужеземную европейскую.

Безукладникова Е.А.

Использованная литература:

1.Андерсон М.С. Петр Великий. Перев. с англ. Белоножко В.П.Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. — 352 с.

2.Анисимов Е. В. Императорская Россия / Е. В. Анисимов — «Питер», 2011 г.

3.Буганов В.И. Петр Великий и его время. — М.: Наука, 1989. – 192 с.

4.Павленко Н.И. Петр I – 4-е изд. – М.: Мол. гвардия, 2003. – 428 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: серия биографий; выпуск 850).

5.Энциклопедия для детей. Т.5 История России и ее ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. – 2-е изд., испр. и доп/ Глав. ред. М.Аксенова; отв. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта+, 2004. — 688 с.: ил.