Пятачок – наша судьба: в лицах и воспоминаниях

В рамках проекта «Судьбоносное открытие», посвященного 60-летию Усть-Балыкского месторождения нефти, культурно-выставочный центр продолжает рассказ о событиях, связанных с Усть-Балыком.

Наш следующий очерк основан на воспоминаниях первых жителей Нефтеюганска. Речь пойдёт о том, как начинал обустраиваться посёлок геологов накануне легендарного события – открытия Усть-Балыкского месторождения, и о том, как стремительно он вырастал из маленького рабочего посёлка в город со всеми социальными сферами.

В июне 1961 года на самый высокий берег протоки Юганская Обь прибыли первые катера и баржи с рабочими и их семьями, техникой, деревянными блоками домов, продовольствием. Небольшую территорию, пригодную для строительства рабочего поселка, назвали «пятачком». Пятачок сухой и твердой земли, окруженный со всех сторон протоками и болотом.

Была определена площадка под скважину Р-62, установлен знак. Пока геологи занимались разработкой площадки под нефтяную скважину, строители определили площадку для будущего рабочего поселка нефтяников. Бригаду строителей возглавлял Карп Ананьевич Иванченко – впоследствии он стал первым Почетным гражданином города Нефтеюганска. Под его руководством проводилась разметка и забивались колышки под строительство первой улицы поселка, которую назвали в честь первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Так начинался Нефтеюганск.

Из воспоминаний Раисы Бадамовой, строитель.

22 июня 1961 года на берегу реки Юган высадились семьи первых строителей нашего города. Вот фамилии … людей, кто прибыл сюда в тот памятный день…: Бадамовы, Виноградовы, Вшивковы, Дижицкие, Дунец, Иванченко, Калинины, Кобзенко, Косточкины, Кравчук, Кривых, Олейник.

Нам было поручено построить жильё для геологов и буровиков. Жили в палатках, вагончиках, условия были тяжёлые, малышей держали под пологом – было очень много гнуса и комаров. И вот в июле уже 5 домов и магазин были построены.

Наравне с мужчинами работали и женщины: рубили дрова, тальник, прокладывали дорогу, заготавливали пиломатериалы, мох на болоте, возили цемент, различное оборудование на буровую.

В августе прибыло первое пополнение, а к ноябрю на «пятачке» размещалось уже более 45 семей, в числе которых были Рудаковы, Ярославцевы, Тонких, Иглины, Томащук, Матенко, Хохловы, Братцевы, Гурницкие…

История первой школы Нефтеюганска ведёт отсчёт с 1961-62 учебного года. Школа – однокомнатная квартира-балок семьи Косточкиных. Класс – четыре парты. Первая учительница – Лилия Фёдоровна Исаева. Позже в посёлок прибыли две молодые учительницы – Галина Николаевна Коновалова и Ольга Ефимовна Скакунова.

Галина Николаевна Коновалова: «Как из сита лил мелкий частый дождь, когда мы со всеми пожитками на самоходе ехали к новому месту работы. Когда причалили к берегу, то увидели сплошное месиво грязи. Чтобы выйти на берег, постелили доски. Пришли к начальнику экспедиции Шаповалову И.Г., спросили: «Куда выгружаться?». Для него появление новых жительниц, тем более учителей, было как снег на голову. Выгрузили вещи на «пятачке», накрыли брезентом. Так они и лежали, пока не построили новую школу».

Школу строили на самом высоком месте, на берегу реки. Это было самое обыкновенное здание барачного типа. Здесь же, на улице Гагарина, находились клуб, узел связи, пекарня, водокачка – знаменитый «пятачок».

5 сентября состоялась первая торжественная линейка.  В гости пришли геологи, строители, родители учеников. Ребята преподнесли строителям и первоклассникам живые цветы – всё, как и должно быть: улыбки, счастливые лица родителей и детей. Новая школа, пусть одноэтажная, но такая нарядная, а рядом – палатки, в которых жили и строители, и нефтяники – целый городок!

Валентин Владимирович Ямзин, водитель:

Клуб, он же кинотеатр, он же лекционный зал и зал собраний – это бревенчатое одноэтажное здание, точнее дом с залом на 40-50 мест, где местами служили деревенские деревянные скамейки без спинок, куда в сжатом виде можно было разместить в полтора-два, а то и более раза больше зрителей, чем на обычных креслах.

Рядом стоял дом-магазин, где торговали всем, что только привозили в город баржами по реке, машинами по зимнику, а при большой нужде – на вертолётах. Это было самое людное и самое посещаемое место в городе. Это был очаг культуры в нашем краю, место встреч, отдыха и развлечений.

Юрий Иванович Зимин, токарь: 1964 год, и вот мы приземлились на берегу речки Юган в районе мостоотряда. Там была деревушка Усть-Балык. Вышли из самолёта, мороз за 40 градусов. Через полчаса подъехал ЗИЛ-157 – половина кузова обита фанерой, чтобы не так дуло, повезли нас в посёлок. Где сейчас 15-й и 16-й микрорайоны, не было ничего – дорога среди деревьев и кустарников. Кругом белый иней на деревьях… Поднимаемся на машине в гору со стороны Юганки на так называемый «пятак» — и представился весь посёлок. Слева от дороги – пилорамы, электростанция, тракторный цех, баня – сосульки на ней до самой земли. Справа – контора вышкарей, клуб «Геолог», два магазина, пекарня, контора экспедиции и три улицы: Гагарина, Культурная, Строителей…

Анна Алексеевна Иглина, медработник: С 20 мая 1962 года работала в Усть-Балыкской экспедиции в должности фельдшера. Поселок нефтяников был в стадии строительства, поэтому медпункт был расположен в маленькой комнатке конторы экспедиции. Осенью 1962 г. под медпункт выделен был балок, в одной половине которого вели приём, а в другой организовали стационар на 3 койки… В 1964 году здравпункт был переведён в категорию участковой больницы и штат медиков вырос до 20 человек. В 1965 году была заложена типовая больница на 120 коек, которая вступила в действие в 1971 году.

Анатолий Васильевич Рябов, водитель: Люди жили в балках – маленьких рубленых и металлических, был ещё «копай-город», где люди жили в землянках. Рядом была тайга. На этом месте сейчас построен десятый микрорайон. В балке не было ни окон, ни двери, зато было по колено снега. Выгребли снег, достали рамы, дверь, поставили печку-буржуйку. Сапоги-болотники не снимали с весны и до поздней осени.

Я 17 лет работал на тяжёлой машине – в народе её называли «Ураган». Чего только мы не возили на них! Все буровые, построенные в районах Нефтеюганска, Мамонтово, Салыма, были перевезены этими машинами. Пять тысяч дорожных плит на взлётную полосу аэродрома тоже привезли они. Ездили за грузами на «Большую землю» — в Тюмень, это была единственная дорога «жизни» через Горноправдинск. Дорога была узкая, при разъездах, если чуть свернёшь в сторону, проваливались в болото.

Антонина Алексеевна Цейтлина, нефтяник: Помню, построили первую дорогу-бетонку вдоль четвёртого микрорайона – это было какое-то необыкновенное чудо: люди приходили сюда гулять, устраивали пляски, пели песни под гармошку. Первое время мы жили в вагончике, утром просыпались, а постель примерзала к стенкам.

После окончания навигации скважины на зиму закрывали, потому что не было нефтепровода, а нас, женщин, отправляли на зиму работать в другие организации. Так нас, замерщиц, посылали к Людмиле Ивановне Варакиной открывать садик «Незабудка» в декабре 1966 г., тогда мы принимали первых детишек…

Валентина Ивановна Сергеева, работник торговли: 1 апреля 1967 года вместе с девушками-технологами общепита мы прилетели в посёлок Усть-Балык… Нас встречал представитель ОРСа на машине «такси»-«Урал». Конечно, всем пришлось ехать в кузове, но как это было романтично, по грязи, по бездорожью, нас доставили на другой конец посёлка и направили работать во вновь открываемый магазин «Сибирь», который находился в четвёртом микрорайоне.

Целый месяц мы готовились к открытию магазина, завозили товар… Вечерами ходили на берег реки Юганка. Как раз начиналась навигация, много теплоходов, барж приходило в наш посёлок с грузом, товаром. Первые дни мы падали от усталости, была очень большая нагрузка. Но мы выдержали, а вечерами успевали ещё на танцах побывать или в волейбол около дома поиграть.  Затем начались «белые ночи», нам, молодым, спать не хотелось, гуляли до зари. Весело жили в общежитии, дружно…

Первые годы танцы городские были в единственном клубе «Буровик». Иногда в сильную распутицу мы не могли даже в резиновых сапогах перейти дорогу. И в этом нам помогали молодые «джентльмены», которые в болотных сапогах переносили нас через непролазную грязь. А какая была музыка на танцах! Замученные, заезженные пластинки, но мы и этой музыке были рады.

В конце 1960-х были построены первые каменные дома, были открыты ДК «Строитель», ДК «Юность», кинотеатр «Юган».



Валентина Алексеевна Байдина, повар: В город приехала в 1967 году, сразу же стала работать в ОРСе №1 поваром гостиницы, которая находилась на Пятачке. Это была трехкомнатная квартира, в одной комнате готовили, в другой кормили. Стояло всего два столика, а жило и столовалось начальство: управляющий треста, его заместитель, начальник милиции с одним милиционером. Работали втроем – кухрабочая, помощница и повар. Сами топили печи и носили воду. Позже я стала работать в болгарской столовой «София». Даже ездила на стажировку в Болгарию, изучала их кухню. Но болгары очень быстро привыкли к нашей кухне и свою национальную еду есть уже не хотели.

Трудно поверить в то, что там, где сейчас стоят многоэтажные дома, школы, детские сады, дома культуры, магазины и прочее, – всё, что необходимо для современного города, – были когда-то тайга и болота…

Город Нефтеюганск поистине уникален тем, что он на самом деле начинался «с нуля». Сегодня в Нефтеюганске осталось очень мало тех, кто начинал обживать берег Юганской Оби «с первого колышка». Задача Музейного комплекса Нефтеюганска – память о первопоселенцах, этих мужественных людях, сохранить и передать будущим поколениям.