«Путешествие в мир камня»

Агат

Слово «агат» происходит от греческого «агатес» — счастливый, полезный. По предположению некоторых исследователей, старинное название «ахат» указывает на то, что агат мог получить свое наименование от реки Ахатес в Сицилии, где в античные времена разрабатывалось месторождение этого минерала.

Первые письменные упоминания об агатах датируются III веком до н.э. Древние скульпторы придавали камням форму глаз и вставляли их в глазницы статуй, чтобы те отпугивали злых духов. До наших дней также дошли агатовые печати, чаши, а самое главное — фантастические объемные камеи. Структура камня позволяла выгодно подчеркнуть детали картин: например, лица на камеях вырезали из светлых слоев, а волосы и одеяния – из темных. Мода на камеи вернулась в XVII — XVIII вв., итальянские мастера, обучая подмастерьев кропотливому ювелирному ремеслу, повторяли, что для создания камеи времени необходимо столько же, сколько уходит на строительство собора. И действительно, изготовление рельефных картин занимало порой десятилетия.

Этому камню приписывают множество свойств. Его носили как талисман, который имел способность спасать от ядов, в том числе, змеиных, защищать от сглаза, прогонять нечистую силу. Верили, что минерал может утолять жажду, пробуждать ораторские способности, придавать уверенность в себе. Полагали, что он делает человека добрее, мягче, успокаивает, усмиряет гнев.

Так что же представляет собой агат? Камень относится к семейству тонковолокнистого халцедона. Это простой силикат с многочисленными элементарными примесями. В природе не существует двух одинаковых агатов. В результате чередования слоев создаются неповторимые рисунки, настоящие  картины. Чем тоньше и разнообразнее слои, тем выше ценность минерала.

Во множестве литературных произведений агат упоминается для определения черного цвета. Такие сравнения встречаются в рассказах О’Генри, романах Булгакова и Набокова. Даже Ожегов приводил в Словаре русского языка пример употребления прилагательного «агатовый» идентично прилагательному «черный». Но дело в том, что натуральных агатов чисто черного цвета не существует. Подобные казусы связаны, вероятно, с существованием созвучного по названию с агатом минерала гагата. Гагат действительно имеет угольно-черный цвет, так как, по сути, углем и является. Но «гагатовых» глаз в произведениях классиков почему-то нет. Какими бы ни были причины этого курьеза, случай с агатом наглядно демонстрирует, как легко ошибка в устной речи может перекочевать на страницы мировой литературы.

На сегодняшний день камень нашел широкое применение в ювелирной отрасли — агаты вставляют в серьги, броши, кольца и кулоны. Кроме того, минерал широко применяется в качестве поделочного материала. Из него изготавливают деловые аксессуары, курительные принадлежности и сувениры. В последнее время в моду вошли интерьеры с использованием агата — из него делают столешницы и напольные покрытия. В промышленности камень используется для производства втулок, подпятников и других элементов точного приборостроения, а также для изготовления химических ступок, пестиков и весовых призм.

Агаты широко распространены по всему миру. До XIX века основным поставщиком камня была Германия. На сегодняшний день известны месторождения агата в Бразилии, Уругвае, Индии, Австралии, Канаде, США, Монголии, Шотландии. В нашей стране добыча ведется преимущественно на Тиманском кряже, на Урале, в Амурской, Магаданской областях.

В «Музее реки Обь» на экспозиции «Природа Реки Обь» на стенде «Полезные ископаемые» представлен агат, добытый в Казахстане и агат-переливт со знаменитого Шайтанского месторождения на Урале. Переливт – редкий, красивый поделочный камень, не имеющий аналогов в мире. Открыт минерал был в 1787 году бергмейстером Александром Васильевичем Раздеришиным и Яковом Федоровым.

Уважаемые жители и гости города! Приглашаем Вас посетить музей, чтобы воочию увидеть уникальные образцы минералов, встречающихся в бассейне реки Обь, и поражающих воображение многообразием цветов и оттенков.

Образец Агат
Образец Агат
Образец Агат-переливт полированный
Образец Агат-переливт полированный


Использованная литература и источники:

  1. Материалы из фондов Музейного комплекса
  2. Гулевская Л. Минералы: иллюстрированный путеводитель. – М.: Эксмо, 2014. – 96 с.: ил – (Занимательные энциклопедии).
  3. Камни и минералы. М.: ООО «Мир книги», 2000. -192 с.

Безукладникова Е.А.

Фотографии из фондов — Кобылина Н.И.