«Путешествие в мир камня. Мрамор»
«Обиды записывайте на песке,
благодеяния вырезайте на мраморе».
Пьер Буаст — французский
лексикограф и поэт 1765–1824
Мрамор известен человечеству с давних времён. Он имеет огромное количество разновидностей, которые названы в соответствии с их внешним видом или по месту нахождения. Этот камень потрясающе красив, легко поддается обработке и идеально полируется, а еще мрамор довольно прочен и вязок, и поэтому при ударах не раскалывается.
Своим образованием эта горная порода обязана высоким температурам. Когда известняки погружаются в глубины земли, они, под воздействием высоких температур и давления, образуют плотную и крупнозернистую породу, известную нам под понятием «мрамор».
В Древней Греции люди использовали мрамор для облицовки жилищ, возведения культовых и ритуальных зданий. Из этого материала были построены храмы, посвященные Зевсу Олимпийскому, Артемиде Эфесской (сооружение вошло в семерку чудес света), Парфенон, а также знаменитый на весь мир мавзолей-мечеть Тадж-Махал в Индии, воздвигнутый в середине XVII века королем в память о любимой жене.
Мрамор нашел применение и в скульптуре — особом виде искусства, способном «оживить» камень. Апогеем этого искусства может считаться невероятно сложная техника под названием «мраморная вуаль». Превращение мрамора в прозрачный, невесомый, дышащий шелк — высший пилотаж и гениальное мастерство, доступное единицам. Глядя на дошедшие до нашего времени работы, невольно задаешься вопросом – как из такого твердого материала можно создать что-то подобное? Ведь это невозможно! А ведь мастера работали исключительно вручную, вытачивая скульптуры из цельного куска мрамора, без применения каких-либо автоматизированных технологий. Работы в технике «мраморная вуаль» можно пересчитать по пальцам, а мастеров, создавших эти шедевры и того меньше, в основном это итальянцы: Рафаэль Монти, Джузеппе Саммартино, Джованни Страцца, Джованни Мария Бенцони, Антонио Коррадини.
Месторождений мрамора так много, что невозможно перечислить их все, причем в каждом из них добывают совершенно особый, отличный от других сорт камня. Самый знаменитый — каррарский мрамор из Италии. Изделия из него встречаются по всему миру. В России из каррарского мрамора созданы сотни скульптур, большая часть которых служит украшением дворцов Санкт-Петербурга и его пригородов – Петергофа, Павловска, а также родовых усадеб Подмосковья.
В «Музее реки Обь» на экспозиции «Природа Реки Обь» на стенде «Полезные ископаемые» представлены образцы мрамора, добытые на Полевском, Фоминском и Уфалейском месторождениях Урала. Полевской мрамор является одним из самых прочных уральских мраморов. Фоминский серый мрамор применяли для облицовки монументальных сооружений в Свердловске и других городах страны. Использовался он для отделки станций Московского и Ленинградского метрополитенов и Дворца науки в польской столице Варшаве. Уфалейский мрамор — прочный и долговечный, сохраняет первоначальный вид спустя годы. Камень податлив в обработке, полируется до зеркального блеска. Породу производят в больших объемах, поэтому она широко распространена в России.
Использованная литература и источники:
- Материалы из фондов Музейного комплекса
- Камни и минералы. М.: ООО «Мир книги», 2000. — 192 с.
Безукладникова Е.А.
Фотографии из фондов — Кобылина Н.И.