Сквозь время и пространство
Лосиная охота
Лось (Alces alces) – величественное животное, крупнейший представитель семейства оленевых, достигающий веса до 600 кг, а иногда и превышающий его.
Его внушительные размеры и сила издревле привлекали внимание человека, отражаясь в мифологии и духовных представлениях многих народов. Угорские племена, например, почитали лося как священное животное, наделяя его особыми магическими свойствами. В мифах он часто выступал символом силы, могущества и плодородия, фигурируя в ритуалах и легендах, связанных с охотой, земледелием и другими аспектами жизни. Многочисленные археологические находки подтверждают глубокую связь между человеком и лосем на протяжении тысячелетий. Изображения лосей встречаются на наскальных рисунках, предметах быта и погребальных принадлежностях, свидетельствуя о его важном месте в культуре древних народов.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО), где леса занимают огромные площади, лось издавна был одним из основных объектов охоты. Его ареал охватывал практически всю территорию региона, что обуславливало повсеместное развитие лосиной охоты, имевшей свои особенности в зависимости от времени года и применяемых методов. Охотничий сезон традиционно делился на две основные части.
Первый сезон приходится на период брачных игр лосей – середину августа – середину сентября. В это время животные, набравшие вес за летний период, становились менее осторожными и выносливыми, что делало их более уязвимыми для охотников. Наиболее распространенными методами охоты в этот период были самострелы (установка ловушек) и загон с собаками. Собаки, специально дрессированные для охоты на лосей, выгоняли животных из леса к месту, где их поджидали охотники. Важно отметить, что дрессировка охотничьих собак была сложным и долгим процессом, требовавшим опыта и знаний. Собаки должны были не только преследовать лося, но и уметь контролировать его передвижение, не давая ему возможности убежать или нанести травмы охотнику.
Второй сезон охоты приходился на вторую половину зимы и предвесенний период. Изменение погодных условий вносило коррективы в тактику охоты. С началом зимы, когда образовывался наст (прочный слой снежного покрова), охотники переходили к загонной охоте с собаками. Наличие наста позволяло охотникам преследовать лося на лыжах, не проваливаясь в глубокий снег. Однако, в начале зимы, когда наст еще не сформировался, охота велась скрадом – методом скрытного подкрадывания к животному. Этот метод требовал от охотника большего терпения, наблюдательности и умения маскироваться.
Охота гонкой, проводившаяся по первому зимнему пути или в марте по насту, была особенно сложной и опасной. В период таяния снега лось, пробивая обледеневшую корку, часто вяз в глубоком снегу, обдирая ноги и быстро утомляясь. В таких случаях охота могла проводиться и без собак, с использованием лыж и ружья. Однако, гонка с собаками была более эффективной, но требовала от собак исключительной выносливости, ловкости и послушания. Успех охоты зависел от многих факторов, включая глубину снега, погодные условия, навыки охотника и, что очень важно, качества охотничьих собак. От собак требовалась не только скорость и выносливость, но и хладнокровие, способность удерживать лося, не давая ему возможности резко менять направление движения. Охотник же, догоняя зверя, должен был приблизиться к нему на дистанцию эффективного выстрела, что требовало умения точно оценивать расстояние и владеть оружием. На сухих болотах и островах лося часто добывали с помощью самострелов – различных видов ловушек, которые могли быть как простыми, так и довольно сложными конструкциями, требующими определённых навыков изготовления и установки.
Кроме индивидуальной охоты, широко применялись и коллективные методы охоты. Ханты, например, практиковали строительство длинных изгородей (загородки) длиной до 70 километров, состоящих из двух жердей, на путях миграций лосей. В этих изгородях оставлялись проходы, закрывающиеся с помощью специальных механизмов, позволявших загонять животных в заранее подготовленные ловушки или ямы. Строительство таких сооружений требовало значительных трудовых затрат и координации действий большого числа охотников. Это наглядно демонстрирует важность лося в жизни хантыйских общин и сложную организацию охотничьих практик.
Современная охота на лосей регламентируется строгими правилами и лицензиями, направленными на сохранение популяции этого великолепного животного.
Список литературы:
- Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
- Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (Восточная группа). — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1985. — 19 л. с ил.
- Мартынов С.В., История Салымского края, учебное пособие по историческому краеведению – Тобольск – Екатеринбург: «Издательство Баско», 2004 г. – 272 с: ил.
- Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. — М.: Наука, 2005. — 805 с. — (Народы и культуры).
- Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: «Издательство «Тезис». 2000 г., 344 стр. с илл.
- Фёдорова Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: Проблемы формирования культуры хантов и манси. – СПб., 2000
- Из открытых источников в сети интернет.
Методист Игнатенко К.С.