Сквозь время и пространство

Хантыйские ножи

Непременный атрибут любого представителя народа ханты, будь то мужчина, женщина или ребёнок – это нож, являющийся залогом выживания в суровых условиях тайги и тундры. Он сопровождает их с рождения до смерти, и даже после.

Ханты на летнем стойбище
Ханты на летнем стойбище
Ханты на зимнем стойбище
Ханты на зимнем стойбище

Его универсальность проявляется в возможности использования для различных нужд. Но в то же время имеется определённое разграничение в применении, в первую очередь, на промысловые и сугубо бытовые.

Промысловые используются при разделке добычи, для удаления смолы при заготовке кедрового корня, при заготовке черёмухи, рябины, тальника и бересты, изготовлении ловушек, работе с костью, сверлении и выравнивании отверстий, шлифовке блоков на упряжи, строгании топорища и посохов.

И если всё это делается несколькими видами ножей, то виды бытовых ножей более разнообразны: для рукоделия, нож для резки теста, мяса и рыбы, нож для хлеба, нож для чистки котлов и это ещё не всё.

Среди них хочется выделить несколько:

  1. «щухри» – преимущественно промысловый – в основном мужской. Имеет узкое лезвие.
  2. «вутәӊ кєши» – промыслово-бытовой – женщины носят исключительно его, а для мужчины он второй. Имеет широкое лезвие.

Эти два вида ножа объединены общим названием «сотпэн-кэши» («нож в ножнах»).

  • «йэӊк вөшәмты кєши» – общий – для удаления снега с полозьев нарт при примерзании снега в межсезонье. Лезвие изогнутое под углом 45 градусов одинаково хорошо заточено с обеих сторон. Чтобы всегда был под рукой его кладут в специальный отдел нарт.
Нож женский (детский)
Нож женский (детский)
 Нож женский с рукояткой из берёзового капа
Нож женский с рукояткой из берёзового капа
Мужской нож
Мужской нож
Мужской нож
Мужской нож

Характерной для ножей коренных народов севера особенностью является лёгкость рукоятки из-за отсутствия металлических вставок. Изготавливаются они, главным образом, из дерева. Самым ценным материалом является редкий берёзовый кап. Ценность материала заключается в его износостойкости, он не гниёт, не горит и, кроме того, он эстетичен. Форма рукоятки обычно довольно простая, зачастую с «грибовидной» головкой.

 Берёзовый кап (на дереве)
Берёзовый кап (на дереве)
Берёзовый кап (в разрезе)
Берёзовый кап (в разрезе)

Клинок длиной до 150 мм. В качестве материала используется любое подходящее железо, например брошенная в тайге техника. Металл, нагретый в домашней печке-буржуйке, проковывают, используя вместо наковальни топор воткнутый в чурку, молотком или вторым топором. 

Очень интересен способ проверки готовности металла. Для этого нужно, чтобы брошенный на кусок раскалённого железа волос не сгорел с дымом, а пыхнул как искра. После того как клинок готов его закаляют в водно-солевом растворе.

Нож имеет равное соотношение односторонне заточенного лезвия и обуха практически до самого острия. Стамесочная заточка клинка (односторонняя) позволяет использовать нож как рубанок.  

Делают из дерева и ножны «пуртэс», которые могут быть украшены кожей, тканью, металлом и носятся подвешенными к специальному поясу-тасме.

Ножны деревянные для мужского ножа
Ножны деревянные для мужского ножа
Ножны для женского ножа
Ножны для женского ножа
Ножны для женского (детского) ножа
Ножны для женского (детского) ножа
Один из варинтов ношения. Фото журналиста Александра Бейфуса
Один из варинтов ношения. Фото журналиста Александра Бейфуса

Другие ножи хранятся в мужских и женских «сотпи кӑр» – «созвездиях ножен», что означает, скорее всего, связки ножей уложенных в короба или сундуки.

Ножи, находящиеся в фондах Музейного комплекса г. Нефтеюганска, были сделаны руками мужчин из рода Каюковых для себя и своих семей. Вы сможете увидеть их в экспозиции «Югорское наследие» по адресу 9 мкр. д. 28, «Музей реки Обь», по окончании ремонтных работ, о чём будет объявлено на странице Музейного комплекса во VK.

Список литературы:

  1. Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
  2. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (Восточная группа). — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1985. — 19 л. с ил.
  3. Мартынов С.В., История Салымского края, учебное пособие по историческому краеведению – Тобольск – Екатеринбург: «Издательство Баско», 2004 г. – 272 с: ил.
  4. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. — М.: Наука, 2005. — 805 с. — (Народы и культуры).
  5. Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: «Издательство «Тезис». 2000 г., 344 стр. с илл.
  6. Тундровые ножи куются топором: секреты народов Ямала        https://ks-yanao.ru/news/kultura/tundrovye-nozhi-kuyutsya-toporom-sekrety-narodov-yamala
  7. Из открытых источников в сети интернет.

Методист Игнатенко К.С.