Сквозь время и пространство
Хантыйские ножи
Непременный атрибут любого представителя народа ханты, будь то мужчина, женщина или ребёнок – это нож, являющийся залогом выживания в суровых условиях тайги и тундры. Он сопровождает их с рождения до смерти, и даже после.
Его универсальность проявляется в возможности использования для различных нужд. Но в то же время имеется определённое разграничение в применении, в первую очередь, на промысловые и сугубо бытовые.
Промысловые используются при разделке добычи, для удаления смолы при заготовке кедрового корня, при заготовке черёмухи, рябины, тальника и бересты, изготовлении ловушек, работе с костью, сверлении и выравнивании отверстий, шлифовке блоков на упряжи, строгании топорища и посохов.
И если всё это делается несколькими видами ножей, то виды бытовых ножей более разнообразны: для рукоделия, нож для резки теста, мяса и рыбы, нож для хлеба, нож для чистки котлов и это ещё не всё.
Среди них хочется выделить несколько:
- «щухри» – преимущественно промысловый – в основном мужской. Имеет узкое лезвие.
- «вутәӊ кєши» – промыслово-бытовой – женщины носят исключительно его, а для мужчины он второй. Имеет широкое лезвие.
Эти два вида ножа объединены общим названием «сотпэн-кэши» («нож в ножнах»).
- «йэӊк вөшәмты кєши» – общий – для удаления снега с полозьев нарт при примерзании снега в межсезонье. Лезвие изогнутое под углом 45 градусов одинаково хорошо заточено с обеих сторон. Чтобы всегда был под рукой его кладут в специальный отдел нарт.
Характерной для ножей коренных народов севера особенностью является лёгкость рукоятки из-за отсутствия металлических вставок. Изготавливаются они, главным образом, из дерева. Самым ценным материалом является редкий берёзовый кап. Ценность материала заключается в его износостойкости, он не гниёт, не горит и, кроме того, он эстетичен. Форма рукоятки обычно довольно простая, зачастую с «грибовидной» головкой.
Клинок длиной до 150 мм. В качестве материала используется любое подходящее железо, например брошенная в тайге техника. Металл, нагретый в домашней печке-буржуйке, проковывают, используя вместо наковальни топор воткнутый в чурку, молотком или вторым топором.
Очень интересен способ проверки готовности металла. Для этого нужно, чтобы брошенный на кусок раскалённого железа волос не сгорел с дымом, а пыхнул как искра. После того как клинок готов его закаляют в водно-солевом растворе.
Нож имеет равное соотношение односторонне заточенного лезвия и обуха практически до самого острия. Стамесочная заточка клинка (односторонняя) позволяет использовать нож как рубанок.
Делают из дерева и ножны «пуртэс», которые могут быть украшены кожей, тканью, металлом и носятся подвешенными к специальному поясу-тасме.
Другие ножи хранятся в мужских и женских «сотпи кӑр» – «созвездиях ножен», что означает, скорее всего, связки ножей уложенных в короба или сундуки.
Ножи, находящиеся в фондах Музейного комплекса г. Нефтеюганска, были сделаны руками мужчин из рода Каюковых для себя и своих семей. Вы сможете увидеть их в экспозиции «Югорское наследие» по адресу 9 мкр. д. 28, «Музей реки Обь», по окончании ремонтных работ, о чём будет объявлено на странице Музейного комплекса во VK.
Список литературы:
- Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
- Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (Восточная группа). — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1985. — 19 л. с ил.
- Мартынов С.В., История Салымского края, учебное пособие по историческому краеведению – Тобольск – Екатеринбург: «Издательство Баско», 2004 г. – 272 с: ил.
- Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. — М.: Наука, 2005. — 805 с. — (Народы и культуры).
- Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: «Издательство «Тезис». 2000 г., 344 стр. с илл.
- Тундровые ножи куются топором: секреты народов Ямала https://ks-yanao.ru/news/kultura/tundrovye-nozhi-kuyutsya-toporom-sekrety-narodov-yamala
- Из открытых источников в сети интернет.
Методист Игнатенко К.С.