Сквозь время и пространство

Охота в жизни хантов

Охота — это не просто способ добычи пищи, а важная часть культуры и образа жизни коренных народов Сибири, имеющая глубокие корни в их традициях и обычаях.

Для хантов, как и для многих других народов этого региона, охота была неотъемлемой частью их существования, обеспечивая не только пропитание, но и материалы для одежды, жилья и орудий труда. Эта деятельность формировала целую систему знаний и навыков, которые передавались из поколения в поколение.

 Ханты. Автор Н.Д. Фомин
Ханты. Автор Н.Д. Фомин

С раннего возраста дети ханты знакомились с основами охотничьего промысла. Уже в пять-шесть лет мальчики начинали участвовать в охоте, наблюдая за действиями своих отцов и получая первые уроки. Они учились не только меткости, но и пониманию природы, умению читать следы животных и различать их повадки. Охота требовала от них терпения, наблюдательности и уважения к окружающей среде. Важным аспектом обучения было также развитие навыков общения с другими охотниками, что способствовало формированию сообществ и укреплению связей внутри рода.

Беседа. Автор Н.Д. Фомин
Беседа. Автор Н.Д. Фомин

Перед тем как отправиться на свою первую самостоятельную охоту, юноши проходили испытание на меткость. Это была не просто проверка навыков, но и своего рода обряд посвящения, символизировавший их переход во взрослую жизнь. Если мальчик не справлялся с испытанием, он оставался в тени, пока не докажет свою готовность. Это создавало атмосферу ответственности и стремления к самосовершенствованию. Однако, стоит заметить, что девочки, также обучались охотничьему промыслу, хоть и посвящали этому меньше времени.

Охотничьи навыки включали в себя множество различных методов, таких как охота-преследование, загонная охота и охота из засады. Каждый способ требовал индивидуального подхода и знания особенностей поведения животных. Например, охота на лося, одного из самых крупных и ценных трофеев, проводилась с середины августа по середину сентября и с января по март. Ханты использовали специальные загороди, которые могли достигать длины до 500 метров. Эти загороди располагались на узких лесных гривах — возвышенных участках, окруженных болотами. Когда животные проходили вдоль загороди, они вынуждены были следовать к заранее оставленным проходам, где их поджидали ловушки.

Лебедев Г.И. «Река Салым. Лук–самострел на лося юр. Соровские». Музей реки Обь
Лебедев Г.И. «Река Салым. Лук–самострел на лося юр. Соровские». Музей реки Обь

Традиционное орудие охоты для ханты — это самострел или сторожевой лук. Их изготавливали из местных деревьев, таких как кедр и сосна. Интересно, что для стрел не использовали оперение, так как они предназначались для коротких дистанций. Это подчеркивало уникальность местных технологий и адаптацию к условиям окружающей среды. Высота установки лука также варьировалась в зависимости от конкретных условий и особенностей охоты, и каждый охотник знал, как правильно разместить его, чтобы обеспечить максимальную эффективность.

Самострел на лося. Музей реки Обь
Самострел на лося. Музей реки Обь
Охотник настораживающий лук
Охотник настораживающий лук

Безопасность во время охоты была важным аспектом. Ханты всегда устанавливали предупредительные отметки рядом с самострелами, чтобы другие люди не подвергали себя опасности. Это говорит о высоком уровне ответственности и уважения к жизни, как людей, так и животных. Охота для них была не только средством выживания, но и духовной практикой, связанной с уважением к природе и её законам.

Таким образом, охота для коренных народов Сибири — это не просто физическая активность, а сложный культурный процесс, который включает в себя обучение, традиции, навыки и глубокое уважение к окружающему миру. Она формирует идентичность народа и передается через поколения, оставаясь актуальной и в современном мире.

Список литературы:

  1. Материалы из фондов НГ МАУК «Музейный комплекс».
  2. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (Восточная группа). — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1985. — 19 л. с ил.
  3. Мартынов С.В., История Салымского края, учебное пособие по историческому краеведению – Тобольск – Екатеринбург: «Издательство Баско», 2004 г. – 272 с: ил.
  4. Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии СО РАН. — М.: Наука, 2005. — 805 с. — (Народы и культуры).
  5. Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: «Издательство «Тезис». 2000 г., 344 стр. с илл.
  6. Фёдорова Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: Проблемы формирования культуры хантов и манси. – СПб., 2000
  7. Из открытых источников в сети интернет.

Методист Игнатенко К.С.