Столетний КРОКОДИЛ
Журнал «Крокодил» – это постреволюционное издание, основанное в 1922 году. Старейший советский сатирический журнал сначала выходил в издательстве «Рабочая газета», а с 1932 года – в издательстве «Правда». Его символом стал красный крокодил с вилами. Печатался «Крокодил» с периодичностью три раза в месяц. В советские времена это был один из самых любимых и читаемых журналов среди подписчиков. Его тираж порой достигал 6,5 миллионов экземпляров.
Одним из преданных подписчиков «Крокодила» был наш горячо любимый старожил, почетный гражданин Нефтеюганск Валентин Рымаренко. В этом году Валентин Анатольевич отпраздновал 90-летний юбилей. Своего столетнего друга он принёс в дар музею на Ночь искусств. Теперь издания из личной библиотеки семьи Рымаренко поселились в экспозиции «Жилой дом. Интерьер 60-х годов».
Аккуратно подшитые годовые подписки за 1964, 1965, 1970, 1973, 1974, 1977, 1983, 1987 годы рассказывают посетителям Усть-Балыка, что было предметом для хлёсткой сатиры в то далёкое время и показывают карикатуры на злобу дня. Нырнув в страницы «Крокодила», понимаешь, что некоторые темы актуальны и по сей день.
В первом номере «Крокодила» в стихотворении Демьяна Бедного «Красный Крокодил — смелый из смелых! — против крокодилов черных и белых» четко формулируется задача издания:
Добираться до всякой гнилости
И ворошить гниль без всякой милости,
Чтоб нэповская муть не цвела
И не гнила
Вот какова задача Красного Крокодила!
Внимание сатириков «Крокодила» было сконцентрировано на недостатках хозяйственной жизни страны, клеймились позором рвачи и бракоделы, лодыри и прогульщики, болтуны и подхалимы, пьяницы, хулиганы, тунеядцы. Вместе с тем «Крокодил» постоянно стоял на стороне трудящихся, защищал их от произвола зарвавшихся чиновников, от жуликов и спекулянтов. Беспощадно осмеивались чванство, барские замашки, равнодушие к запросам и нуждам трудящихся, имевшие место у отдельных руководителей.
Журнал показывал и многообразную жизнь деревни, разоблачал кулака, осмеивал болтунов и лежебок. С жизнью деревни была связана и антирелигиозная тема: враждебные махинации и плутни церковников, религиозные предрассудки и суеверия, стародедовские обычаи и нравы, мешающие советскому крестьянству трудиться и строить жизнь по-новому. Журнал ратовал за слияние города и деревни, за расширение культурных и экономических связей, просвещение и агрономическое воспитание крестьян.
Советским сатирикам 30-х годов советовали чаще и шире использовать такой художественный приём, как противопоставление, подчеркивание контрастов между миром капитализма и миром социализма. Этот приём помогал читателю, в особенности молодому, ярче увидеть то новое, что появлялось в жизни страны, глубже понять значимость происходящих перемен. В «Крокодиле» той поры были сконцентрированы лучшие силы советской сатиры, старые карикатуристы и новая талантливая молодежь. Это позволило редколлегии журнала расширить тематику и сделать её социально острой, высокохудожественной.
Вторая мировая война наложила свой отпечаток на облик «Крокодила».
Из номера в номер на его страницах стали печататься памфлеты, фельетоны, карикатуры, разоблачающие фашистских поджигателей войны и их пособников из лагеря так называемых умиротворителей. Сатирики журнала разоблачали фашизм и его идеологов, срывали маски миротворцев с англо-французских и американских империалистов, потворствующих фашистам. «Крокодил» тех лет сыграл немалую роль в воспитании советского народа в духе непримиримой ненависти к фашизму. Он призывал к бдительности, к боевой готовности, укреплял в массах чувства пролетарского интернационализма и патриотизма.
После войны возрождаются традиционные формы связи с массами. Тысячи читателей принимают участие в конкурсах «Крокодила» на короткий рассказ «Самый смешной случай», на лучшую тему для карикатуры. Выездные бригады журнала проникают во все области страны, они регулярно информируют читателей о своей борьбе со вскрытыми недостатками, появляются специальные рубрики «Рейд Крокодила», «Пост Крокодила», «У моих подшефных» и другие. «Крокодил» ведет активную борьбу за экономию государственных средств. Был выпущен специальный тематический номер «О копейке», заведены постоянные рубрики «Моя копилка», «Выставка расточительства» и так далее. Много внимания стало уделяться вопросам быта и морали советских людей (отдел «Быт или не быт?»).
Распад Советского Союза ранит «Крокодила» в самое сердце. Смерть «Крокодила» долга, мучительна и неизбежна. В 90-е он ещё держится на плаву, а в 2000-м в связи с недостаточным финансированием вовсе перестаёт издаваться. С сентября 2001 года по август 2004-го группой крокодильцев издавался журнал «Новый Крокодил». Издание журнала возобновилось в 2006 году. Однако, рассчитанный не на широкие массы, а на узкий круг эстетствующей интеллигенции, «Новый Крокодил» не смог завоевать прежней известности и окончательно закрылся в 2008 году…
В 2017 году была еще одна попытка реанимировать журнал. 9 февраля 2017 года состоялась презентация специального номера под названием «Тот самый „Крокодил“». Но дальше этого дело не пошло. Крокодил навсегда ушёл в историю ХХ столетия.
Посмотреть знаменитый советский «Крокодил» может любой желающий. Мы ждём вас в КВЦ «Усть-Балык» на берегу Юганской Оби. Прикоснись к истории – полистай «Крокодил»!
Статью подготовила научный сотрудник Елена Петровна Белая.
Источники:
С. Стыкалин, И. Кременская. «Советская сатирическая печать 1917-1963». М.: Госполитиздат, 1963
Интернет-портал «Назад в СССР», https://old-crocodile.livejournal.com, https://ru.wikipedia.org.
Это интересно:
Постоянные рубрики Крокодила:
- «Нарочно не придумаешь» (с 1959 г.) — коллекция присылаемых читателями разнообразных курьёзов в печати, агитации, быту и т. д. Подборки из рубрики выходили отдельными изданиями в «Библиотеке „Крокодила“» — в 1977, 1981 (дважды) и 1989 годах. На основе некоторых подборок ведущий рубрики Николай Монахов писал юмористические фельетоны («Как я редактировал газету „Голос животновода“», «Фестиваль несуществующих фильмов», «Король Лир на пенсии», «Догонит ли Ахиллес черепаху?», «Отелло рассвирепело» и др.).
- «Вилы в бок!» — фельетоны на разные темы.
- «Крокодил помог» — заметки о мерах, принятых по итогам публикаций журнала; если тема получала продолжение, существовали рубрики «По тому же поводу», «Отклики и реплики» и др. Эта и другие упомянутые рубрики выходили как самостоятельно, так и в подборках писем читателей — «Крокодильский узел связи», «Письмоводитель», «Вилы берёт читатель», «Крок-пресс» и других.
- «Мимоходом» — афоризмы. В новогодних номерах рубрика называлась «Иголки с ёлки».
- «Улыбки разных широт» (с 1971 г.) — иностранный юмор. С 1988 года переименована в «The Crocodile etc.»
- «Крокодильский весёлый кроссворд» (с 1983 г.).
- «Какой я хозяин?» (с 1983 г.) — фельетоны о бесхозяйственности.
- «Ба, знакомые всё лица!» (с 1983 г.) — шаржи и эпиграммы на деятелей культуры и искусства.
- «В нашем цехе» — сообщения о новинках: новых сатирических и юмористических книгах, пьесах, фильмах и т. д.
- «Таланты и поклонники» — фельетоны и карикатуры на темы, связанные с искусством, главным образом сценическим.
- «Под углом 40 градусов» — фельетоны и карикатуры на антиалкогольную тему. Одно время рубрика называлась «Пьяная лавочка».
- «Из зала — сюда» — судебные фельетоны.
- «У Тотоши и Кокоши» (с 1982 г.) — детская рубрика.
- «Слова, слова…» (печатались в рубрике «Улыбки разных широт») — подборка иронических афоризмов, частью принадлежащих реально существующим (существовавшим) великим людям, частью — вымышленным (иногда под афоризмами на соответствующие темы стояли подписи вроде «Из записных книжек Дон Кихота»[, «Фольклор шумерских ростовщиков», «Собачий юмор» и т. д.).
- «Крокодилинки» — юмористические карикатуры.
- «Крокодильский изозалп» — подборки сатирических карикатур на разные темы.
- «Крокодильский концерт» — сатирические карикатуры с подписями-цитатами из популярных песен.
- «Вокруг света и тьмы» — карикатуры, фельетоны, памфлеты «на международные темы» (то есть высмеивающие западный образа жизни). Другие названия данной рубрики в разные годы — «Эхо», «Эхо событий», «Крокодильским взглядом», «ТАК — Телеграфное агентство Крокодила».
- «Молодёжный „Сатиробус“» (1976—1979) — о жизни молодёжи. Рубрики:
- «Комсомольская стройка» — репортажи со строек пятилетки;
- «Моральный тупик», «Химчистка», «Детская комната милиции», «Подвальчик» — сатирические фельетоны;
- «Школа молодой хозяйки», «Ателье „Визг моды“» — пародии на полезные советы, кулинарные рецепты и т. п.;
- «Пэтэушинский проспект» — фельетоны о ПТУ;
- «Школьная набережная» — фельетоны о школе;
- «Мои университеты» — фельетоны о студенчестве;
- «Заводская проходная» — фельетоны на производственные темы:
- «Урожайная площадь» — фельетоны о сельском хозяйстве
- «Изостудия „Проба фломастера“» — карикатуры;
- «Клуб „До-диез“» — фельетоны на тему культуры;
- «Кафе „Клыки Пегаса“» — стихи;
- «Издательство им. Антоши Чехонте» — творчество читателей;
- «Гостиница „Интурист“» — иностранный юмор;
- «Исторический музей» — ретро-юмор;
- «Магазин „1001 мелочь“» — пародии;
- «Беседка» — интервью с известными людьми;
- «Главпочтамт» — письма читателей;
- «Заправочная станция» — юмористические афоризмы или цитаты из школьных сочинений (шли под рубрикой «Сочиняйка»).
Конкурсы
- «Кто вы, товарищ Икс?» (1970) — конкурс сатирических и юмористических рассказов, по условиям которого, их нужно было присылать под псевдонимом.
- «Крокодильская сатирическая энциклопедия» (1971—1972) — конкурс на самое смешное определение того или иного слова или выражения. Самые лучшие читательские статьи были выпущены отдельной книгой в серии «Библиотека „Крокодила“»[.
- «Трусцой на Парнас!» — конкурс четверостиший на спортивную тему.
- «Фантазия» — конкурс на самую лучшую подпись к карикатуре.
- «Что бы это значило?» (1977—1979) — конкурс на самое смешное определение того или иного слова или выражения.
Персонажи
На страницах журнала часто появлялись вымышленные персонажи, которым придавались черты реально существующих персон. К таким персонажам относятся:
- Крокодил — постоянный персонаж фельетонов, карикатур и заставок, а также рисованной серии «Мультипликационный Крокодил». Изображался в виде красного крокодила с вилами и трубкой (трубка в разные годы то исчезала, то снова появлялась). Комсомолец с 1922 г. (то есть с рождения; № 28, 1968). «Воспитывал» двух сыновей — Тотошу и Кокошу. «Обладал» трёхкомнатной квартирой в Москве (№ 36, 1987) и автомобилем «Жигули» (№ 18, 1981; модель неизвестна). В 1990 г. «основал» собственную партию — РКП (развлекательная крокодильская партия). «Скончался» в 1992 г от острой финансовой недостаточности; после гражданской панихиды тело было предано воде (№ 6, 1992).
- Тотоша и Кокоша — дети Крокодила (имена заимствованы из произведений К. Чуковского «Крокодил» и «Мойдодыр»), «ведущие» рубрики «У Тотоши и Кокоши» (1982—1989). Изображались в виде красных крокодильчиков-близнецов. По заверению Крокодила (№ 36, 1990) к началу 1990-х гг. выросли, после чего Тотоша занялся менеджментом, а Кокоша уехал в США делать развлекательные журналы для мужчин. Если учесть, что в 1991 г. рубрика возобновилась, можно предположить, что у Крокодила появились внуки.
- Большая Крокодила — жена Крокодила. По заверению последнего (№ 36, 1990) сошла с ума ещё в 1930-е гг., что нашло отражение в известной песне.
- Крокодилица — ещё одна жена Крокодила. Их свадьбе был посвящён № 35 за 1959 год («Крокодил женится»).
- Нильский Крокодил — старший брат Крокодила, коренной африканец. Со старшим братом Крокодил «совершил» путешествие по освобождённым странам Африки, в результате чего появился № 25 за 1960 г.
- Лев Скамейкин — вымышленный корреспондент крокодильской газеты «Вокруг света и тьмы» в 1976—1980 и 1985 гг. Имя журналиста является контаминацией имён журналистов Льва Рубашкина и Яна Скамейкина из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой телёнок».
- Алексей Ефимович Дотошный — сыщик, персонаж фельетонов и комиксов, публиковавшихся под рубрикой «Документальный детектив» (1982—1984)
- Я. Хмельной — вымышленный корреспондент вымышленной газеты «Собутыльник», хронический алкоголик («борец с трезвостью»). Под именем Я. Хмельного публиковались фельетоны на антиалкогольные темы.
- Катюша — эмблема XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Изображалась в виде девушки в русском сарафане и кокошнике в форме фестивальной ромашки. С Катюшей Крокодил «совершил» прогулку по фестивальной Москве, в результате чего появился № 21 за 1985 г.
- Старик Синицкий — сын Зоси Синицкой и правнук старика Синицкого из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой телёнок», потомственный сочинитель головоломок. Являлся «ведущим» рубрики «Шевели мозговой извилиной» (1986—1988).
- Принцесса Турандот и принц Калаф — персонажи комедии Карло Гоцци «Принцесса Турандот». Являлись «ведущими» рубрики «Турандот» (1989—1992), сменившей рубрику «Шевели мозговой извилиной».
- Валентин Л. Подсвечников — частный предприниматель, основатель кооператива «Витамин С» (витамин смеха).
- Арлекин и Коломбина — персонажи драмы А. Блока «Балаганчик».
Аналогичные издания
Аналогичные журналы существовали во всех союзных (например «Pikker» в ЭССР) и шести автономных республиках СССР. Свои сатирические журналы имелись также во всех социалистических странах — «Szpilki» и «Karuzela» в Польше, «Urzica» в Румынии, «Dikobraz» и «Roháč» в Чехословакии, «Jеж» в Югославии и другие. Аналогом «Крокодила» на киноэкране являлся киножурнал «Фитиль». Из западных аналогов журнал близок по подаче информации к французскому еженедельнику «Канар аншене» и британскому изданию «Private Eye». Постсоветские аналоги (в контексте сатирического подхода к описываемым объектам): проекты «Московская комсомолка» и «the eXile».