Загадки древних артефактов
Шаманизм без шаманов.
До 1580-х гг. Сибирским ханством проводились попытки разной степени успешности по распространению ислама в среде иртышских и других групп хантов. С приходом Ермака на коренное население Югры стало довлеть православие. Максимум усилий в этом направлении было приложено при Фелофее Лещинском, который, в конечном итоге, отрапортовал о всеобщей христианизации податного населения Сибири. Но самые не поправимые удары по традиционному мировоззрению были нанесены в годы советской власти. Это и лишение шаманов избирательных прав, запрет на шаманскую деятельность, исключение из колхоза, насильственное уничтожение шаманского снаряжения и атрибутов, аресты и расстрелы. По результатам репрессивных мероприятий количество желающих исполнять обязанности шамана резко сократилось.
Сам круг обязанностей, который призван исполнять шаман стал распадаться на более частные моменты, не требующие большой ответственности и затрат. Тем более, что в условиях рыболовно-охотничьего хозяйства, нет возможности освободить шамана от поиска средств к пропитанию и существованию. Шаманские обязанности в условиях вакуума не редко стали брать на себя старейшины семейств.
Выделились группы претендентов на частичную замену шаманства как института. Появились исполнители эпических произведений «Арэхта-ку», которые сопровождали своё пение игрой на музыкальном инструменте из сухожилий лося – «нарс-юх». Считалось, что инструмент в руках исполнителя обретает чудодейственную силу. Помимо всевозможных сеансов культового характера певцы могли урегулировать вопросы брачных связей, так как через фольклор прослеживали всю генеалогию группы.
Представители «Улом-верта-ку» могли предсказать будущее по увиденному накануне сну. Так же они давали рекомендации, какому духу и в какое место следует принести жертву, чтобы обеспечить себе здоровье, удачу в самое ближайшее время.
Тут же лекари «Исылта-ку», предшественники шаманов и «Ёлта-ку» гадания, лечение, отправления религиозного культа. Ну и собственно шаманы — это категория лиц использующих бубен и имеющая монополию на общение с миром духов.
У хантов так не сложился полный комплект шаманской одежды с её специфическими чертами, как это характерно для многих других народов Сибири. Даже то, что есть явно заимствовано у соседних народов: ненцев и эвенков. Наиболее полным костюм из всех известных групп хантов был у васюганского шамана. Но многие его элементы это поздние включения и так и не оформились как собственно шаманские.
Своеобразный и древний культ вплоть до наших дней сохранялся среди народов Севера, в том числе финно-угров, особенно саамов и обских угров: для общения с богами и духами, лечения болезней или насылания порчи колдуны использовали камлание — особую технику экстаза, устраивая целое драматическое представление и выкликая свои заклятия под удары бубна. Эту форму культа принято называть шаманизмом — от слова саман, известного у соседей финно-угров — эвенков (возможно, впрочем, что и это слово восходит к индоарийскому обозначению песнопений).
Чтобы достичь транса, шаманы обских угров ели мухоморы — пангх и пили настои из них: этот галлюциногенный гриб угры считали пищей богов и духов.
Шаманы, как это было прежде, играли значительную роль в отношениях между людьми и духами. Шаманами могли быть как мужчины, так и женщины, и это звание передавалось по наследству. Обязанности заключались в приношении жертв, лечении, гадании и передаче волеизъявления духов. Если шаман присутствовал на жертвоприношении, то играл главную роль. Но жертвы могли приноситься и без его участия. Шаманы имели помощников и учеников. Одежда шамана отличалась особой шапочкой в виде колпака, сшитой из кусочков сукна, и наличием бубна.
Чаще всего шаман обращался к «Мир-сусне-хуму» младшему сыну Нуми-Торума. Это божество более других посвящено в дела людей. Ритуал обычно проходит ночью. Он включал в себя упражнения с бубном, вхождение шамана в состояние транса, передачу шаманом воли духа и гадания с помощью топора, ножа, старинной сабли или стрел. Народу ханты уже ничто не мешает восстановить древние связи с миром духов и с миром людей, как это было тысячелетия тому назад. Заполнить существующие пробелы и белые пятна в структуре сверхъестественных знаний.
Научный сотрудник, хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.