ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ АРТЕФАКТОВ

Финно-угорские женщины-литейщицы.

    С выходом в свет статьи «Женщины-литейщицы Л. А. Голубевой (к истории женского ремесленного литья у финно-угров)» заявлено, что «в истории литейного ремесла финно-угорского населения Северо-Восточной Европы был период, когда литейным делом занимались преимущественно женщины. Наибольший расцвет женского литейного производства у финно-угров, в том числе у марийцев, приходился на IX век. С X века появляются литейщики-мужчины, но еще долгое время литейное производство остается в руках женщин. Захоронения женщин-литейщиц на марийских могильниках встречаются вплоть до XIII века. Металлообрабатывающее ремесло находилось в руках женщин до тех пор, пока оно развивалось в рамках домашнего хозяйства».

    Исследователи данного вопроса пишут: «В связи с появлением новых источников открылась возможность иначе взглянуть на роль и место женщин, погребённых с орудиями литья, в составе древнего общества. Имеются веские основания считать, что женщины, в погребениях которых найдены льячки и кусочки олова, занимались изготовлением металлической нити (у марийцев) или бисера (у мордвы) и последующей вышивкой одежды. Вышивка наиболее ярко и устойчиво выражает этническую традицию. В этом контексте становится убедительным тезис, что женщины, её изготавливающие, являлись носителями этнической традиции и выполняли определённые ритуальные действия, связанные с охранительными функциями.

    «Литейщицы» — такое название учёные-археологи дали женщинам, в захоронениях которых были обнаружены вещи, традиционно связанные с литейным производством: льячки, литейные формы, кусочки металла. Судя по их богатым захоронениям, эти женщины имели особое положение в обществе. Ремесло не было единственной сферой из деятельности. Найденные обереги в виде костей и зубов животных, кресала и другие амулеты свидетельствуют об их магической силе, направленной на сохранение рода. Их почитали, их боялись!».

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

     «О связях мастериц, по представлениям древних марийцев, со сверхъестественными силами говорит и содержимое берестяного туеса могильника Нижняя Стрелка в Юринском районе. Здесь, кроме литейной рамы и льячки, лежало два вытянутой формы стологмита, которые в народных поверьях до сих пор принято называть «чертовыми пальцами», костяная с нарезным узором рукоятка от шила. В кошельке, подвешенном к поясу справа, находились костяная копоушка с декором из прорезных заштрихованных ромбов и треугольников, которая также использовалась в ритуальных процедуpax  «колдовской магии» и народной медицине. <…> Богатые орнаментированные костяные рукоятки шильев, оформленные стилизованными головками животных и геометрическим орнаментом, свидетельствуют o том, что процесс изготовления украшений имел магическое значение. Поэтому не случайно в могилах довольно часто мы находим костяные пластинчатые подвески, украшенные нарезным геометрическим орнаментом, получившие в литературе название «копоушек», имеющих также ритуальное значение. Интересные мифологические сюжеты встречаются на металлических пластинах в средневековых могильниках марийцев и мордвы. Композиция рисунка состоит из стилизованной женской фигуры под небесным светилом (обычно круг, иногда с лучами), поднятые вверх руки (будто в позе моления). Такой сюжет отражает очень древний культ (еще с эпохи неолита) Великой Богини, выполнявшей функции покровительницы очага и рода, женских производственных занятий и многого другого.

    «Хочется отметить, что у Рязано-окцев и их потомков: мещеры, муромы и мордвы литьём украшений занимались преимущественно женщины. Иногда находят погребения особых женщин — «литейщиц», у которых помимо ювелирных принадлежностей в состав погребального инвентаря входило и оружие.

    Ювелирное ремесло финно-угров было глубоко сакрализировано. Процесс сотворения предмета происходил первоначально из воска или специальных восковых жгутиков, которые собирались в готовое изделие и облеплялись глиной. После её высыхания, восковую основу вытапливали, а на её место заливали с помощью льячек металл. Таким образом, изделие проходило как бы через два этапа творения: сначала из священного воска, а затем металла.

    Примечательно, что такая же схема излагается в мещёрских сказах, в легендах о создании мира. Первоначально мир слепили небесные пчёлы из воска, и был тот мир совершенным, люди в нём жили долго и счастливо, пока один из них не убил другого. От пролитой крови появилась грязь на мире, а со временем весь мир стал земляным и каменным. А убийства стали вещью обычной, начались войны и тогда возрыдала Божья матерь, и от слёз тех потоп сделался. После него Бог уже сотворил новый мир из-под воды…».

    Существует захоронение, в котором были найдены предметы, получившие название «Погребение литейщицы»: вместе с украшениями археологи обнаружили формочки для отливки оловянного бисера и инструменты для работы с ювелирными украшениями. Очевидно, эта женщина сама создавала эти украшения, и она явно имела очень высокий статус в обществе мурома: такое количество украшений в одном погребении встречается очень редко.

    Шумящие украшения, которые носили муромки, были сделаны в технике набора, или «воскового вязания», когда отдельные мелкие составные части украшений отливались в формах, сплетались из проволоки или отливались из бронзы целиком по модели из воска или провощённых сплетённых шнуров».

    «Шумящие» бронзовые украшения играли важную роль в одежде финских и балтских женщин — при движении бронзовые обереги издавали звон — магическое средство для изгнания «злых сил». Часть погребений принадлежала женщинам-литейщицам. Бронзо-литейное дело в ту эпоху находилось в руках женщин и женские погребения могильников поволжских финнов — мери, муромы, мари, мордвы сопровождаются принадлежностями литья.

    Литейные формочки изготавливали из мягких пород камня. На аккуратных прямоугольных брусках вырезаны ровные тонкие бороздки или круглые ямки для отливки шариков зерни, тонких проволочек и других мелких деталей ювелирных украшений: колечек, звеньев, треугольных зернённых подвесок.

    В недавней записи «Сёстры из шахты» говорилось о находке останков двух сестёр в шахте на территории Моравии, которые датируются около 4200 лет до н.э. В связи с чем возникает вопрос: может быть и в Старой Европе были женщины-литейщицы?

    Не менее интересный вопрос возникает при просмотре витрины «Традиционное домашнее производство» в экспозиции «Югорское наследие». Чьи руки так заботливо приготовили всё необходимое для производства украшений на оленью упряжь и для изготовления колец из разных сортов цветного металла?

Научный сотрудник, хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.