ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ АРТЕФАКТОВ

Миснэ, ключевая фигура хантыйского фольклора, известна своей ролью друга и помощника.

В фольклоре обских угров Миснэ часто предстаёт в виде небольшого существа, похожего на человека, но с некоторыми сверхъестественными способностями. Миснэ считается надёжным и преданным спутником. Она всегда готова прийти на помощь людям и помочь решить их проблемы. Независимо от того, нужна ли кому заплатка на одежде или подсказка в сложной ситуации, Миснэ всегда находит способ помочь. Её всесторонняя эрудиция и знания в различных областях позволяют ей дать советы и найти ответы на разнообразные вопросы.
Одной из самых интересных черт Миснэ является её магическая сила. Она способна использовать заклинания и заговоры, чтобы исправить неприятности, вызвать удачу или защитить от негативных сил. Миснэ обладает яркой интуицией и возможностью предвидеть будущее, что делает её ценным союзником для людей в сложных ситуациях. Её советы и предсказания всегда оказываются точными и полезными.


      Женщины лесного народа Миснэ – покровительницы охотников, добрые хозяйки тайги. У кондинских манси Ворнэ – лесная богиня, покровительница охотников.
Упоминают три вида миснэ: ур мис-нэ «горная мис», вор мис-нэ «лесная мис», вит мис-нэ «водная мис».
      Женщины мис устанавливают отношения с охотниками, могут вступать с ними в связь и дарят им охотничье счастье. Считалось, что мис-нэ были среди предков особенно удачливых охотников.
У сосьвинских манси зафиксирован рассказ об охотниках, которые столкнулись с мис-нэ, предлагавшей им себя. Но их оттолкнуло, что одна нога у неё в виде лосиного копыта.
Популярен сюжет, в котором мис-нэ выходит замуж за охотника, но после того, как ее обижают родственники, уходит в лес. Вместе с ней уходит и благосостояние семьи.
      Мис-нэ — богиня ожидания. Она вечно ждет. Ждет охотника в свои богатые владения. Но не всякому дарит она свои сокровища. Тот, кто рано-рано будит ее своими легкими шагами и поздно-поздно уходит из леса, тот ей любезен, того она награждает не только глухарем и белкой, но и соболем и куницей. «Мис-нэ – это женщины невидимые. Это счастье человека. К тебе придет – ты самый счастливый будешь. Я, к примеру, неженатый, а ко мне ночью приходит, приходит и уходит».
      Манси, народ, имеет богатую культуру и множество удивительных народных традиций. Одним из самых замечательных аспектов мансийской культуры является их фольклор, который богат на удивительных персонажей и захватывающие сюжеты. Один из самых известных персонажей мансийского фольклора — лесная женщина, известная как миснэ. Этот загадочный персонаж считается духом леса и олицетворяет его могущественную силу. Миснэ обычно изображается как прекрасная женщина с длинными волосами и одетая в красивые наряды, часто украшенные лесными цветами и ягодами. Некоторые верят, что встреча с миснэ может принести удачу и процветание, в то время как другие считают ее вестницей неприятностей и беды.


      Сказки и былички являются неотъемлемой частью мансийского фольклора и позволяют узнать о мудрости и жизненных принципах этого народа. В них рассказывается о самых разных персонажах: от героев, сражающихся со злыми силами, до обычных людей, сталкивающихся с жизненными трудностями. Часто в сказках и быличках главными героями являются простые люди, которые благодаря своей смелости и находчивости преодолевают самые сложные испытания.
      Многие истории рассказывают о путешествиях героев, они проникают в другие миры и сражаются с монстрами и злыми силами. Эти истории учат нас многим важным урокам и отображают мудрость и понимание мира угорского народа.
      Фольклорные тексты позволяют выделить несколько семейных моделей совместного проживания Миснэ. Нами выявлено три модели: 1. Отец с дочерью; 2. Брат и сестра. Иногда численность братьев или сестёр варьируется (сестра и два брата, сестра и шесть братьев, два брата и две сестры); 3. Муж с женой. Например, в одной сказке про бедного человека она одаривает своего избранника богатством, а он и не подозревает даже, что это делает Миснэ, так как она была для него невидима. Он считал, что всего добился собственными силами. Еда и одежда всегда были ему приготовлены. Поголовье оленей с каждым днём прибавлялось, амбары были полны припасами. Живя с Миснэ, он стал обладать телепатией. Но полученное благосостояние и её труд он не ценил, обращался небрежно. С её уходом исчезают полученные блага и необычные способности богача.     

      Иногда Миснэ оказывает благосклонность избранному ею мужчине, и тогда он становится необыкновенно богатым и удачливым охотником, но этот союз никогда не приносит ей счастья. Например, в деревне Хурумпауль, Берёзовского района очень популярен сюжет о приходе Миснэ к людям, когда она выходит замуж за охотника. Однако, после того как её обижают родственники мужа (по одной версии сестра, по другой брат), она уходит в лес. Вместе с ней исчезают и благосостояние семьи. Сына рождённого в данном браке она забирает с собой лес. После чего его никто никогда не видит, лишь иногда в лесу слышат выстрелы и лай его собаки. Причинение обиды выражались в отбирании и утаивании поварешки. Образ поварёшки очень часто фигурирует в сказках и быличках, он не случаен, так как символизирует достаток и благосостояние.

      Миснэ целыми днями занимается рукоделием, что связано с её функцией приносить удачу на охоте. Шьёт ровными красивыми швами как следы соболей, ровными красивыми швами как следы зверей. Умение изготовлять красивую одежду объясняет и то, что её всегда видят нарядно одетой. Ещё одной характерной особенностью Миснэ является доброта по отношению к людям. Проявляется она в оказании помощи заблудившемуся в лесу человеку. Свидетельство этого часто фиксируют былички. При этом рассказчики утверждают, что словесного контакта с Миснэ не происходило. В полном молчании следуя за ней заблудившиеся выходили из леса.

      Становясь женой человека, Миснэ зачастую была несчастна. Натыкаясь на непонимание людей, излишнее любопытство и на несправедливое отношение, она возвращается в лес, забирая с собой детей. По рассказам Миснэ стала жить с охотником в лесу, в её доме. Но по истечении некоторого срока он вернулся к людям. Ребёнка рождённого Миснэ, она отдаёт мужчине на воспитание с условием, что подросшего мальчика затем она заберёт с собой в лес. Фольклорные тексты позволяют полагать, что встречи с Миснэ происходят порой и по желанию самого человека. Не имея счастья и удачи в охоте, он отправляется в лес на её поиски. Главным ориентиром ему служит лес, полный соболями. Входя в дом к Миснэ, он начинает меряться с ней физической силой. Если охотнику удаётся перетянуть Миснэ ко входу, она последует за человеком в его селение, если проворнее оказывается лесная женщина, то он остаётся жить у неё в лесу. Отмечаем, что Миснэ заранее знает о приближении охотника и, если мужчина предназначен ей, то он обязательно разыщет её жилище. И наоборот, каким бы он не был хорошим следопытом, он никогда не найдёт её дом, если она не захочет его видеть. Всё зависит от воли Миснэ. Внешность Миснэ антропоморфна, но в её описании проявляется аномалия в виде волосяного покрова на лице или звериной ноги. Сама как человек, а нога – коровье копыто. Показывая перед человеком свою аномалию, Миснэ, таким образом, проверяет его, испытывает. Заслужить благосклонность высших сил могут только избранные.

      Подчёркивается, что сила и выносливость Миснэ ничем не уступает силе мужчины. Миснэ, хотя и считается доброй лесной женщиной, но порой она не лишена коварства и даже мстительности. Она может заманить к себе охотника, а если он не желает на ней жениться, то лишает его удачи в охоте. И может навести порчу на весь род, и он весь вымрет – потечёт в обратную сторону. Так, в одной сказке Миснэ, проклиная, определила судьбу жителей деревни, обозначив продолжительность их жизни: «в дальнейшей жизни женщины, живущие в этой деревне, доживут только до среднего возраста – умрут, и мужчины доживут до средних лет – умрут, долголетней жизни у них не будет». Как видим визуальный облик фольклорного персонажа складывается из определённого набора компонентов. Это и физические параметры, и одежда, и функции. В быличках мы имеем дело с образом, который видится человеку, так как Миснэ скрывает, изменяет свой облик. При этом в фольклоре сыгвинских манси помимо лосиной ноги зафиксировано наличие у Миснэ коровьей, лошадиной и даже медвежьей ноги. Если женщину принимают в семью такой, какая она есть, не ограничивая её свободу, когда она выполнит обязательное условие (молчит, не показывается на глаза людям, живёт какое-то время в том виде, в каком предстала перед мужчиной), то она остаётся жить в этой семье долго и счастливо, как и другие члены этой семьи. Подаренные ею блага не исчезают. О древности образа Миснэ говорит тот факт, что она сама выбирает себе мужа, имеет особые способности – становится невидимой, может помешивать кипящий суп рукой (вместо черпака), то есть не восприимчива к физической боли (к горячему), играет на музыкальных инструментах, на которых женщине-манси запрещено играть. Сакральная чистота – это ещё один маркер её избранности, божественности (как и общение с духами-покровителями). Ведь, придя жить к человеку, она также делает его жилище освещённым, чистым. Миснэ – это тот персонаж, который вошёл в сказки, былички, и составил локальную женскую группу фольклорных персонажей, живущих в лесу.

В заключение, хантыйский фольклор представляет собой удивительное богатство народных традиций и культурных ценностей. Он олицетворяет мудрость и красоту хантыйского коренных югорчан, а также является важной частью его идентичности. Сказки, былички и удивительные персонажи хантыйского фольклора продолжают вдохновлять и восхищать людей по всему миру своей неповторимостью и глубиной.

Научный сотрудник, хранитель коллекции «Археология» Чебыкин В.Е.