Загадки древних артефактов

Железо в жизни аборигенов.

По мнению исследователей, слово «железо» (карты), общее для всех диалектов народа ханты. В фольклоре «железо» часто используется параллельно со словом «камень». Кев вош, Карт вош «Каменный город, железный город»; (Кев хар, Карт хар) «Каменное место, железное место». В итоге многие качественные характеристики камня, а значит, и его символическое значение, были перенесены на железо. Вторая особенность заключается в том, что слово «карты» стало обозначать любой металл, за исключением, пожалуй, золота и серебра. Например, выражение (карты вух) «железные деньги» означает монеты из любого металла и т. д.

Самым древним способом получения железа из руды был, так называемый, сыродутный способ, при котором в горн или печь загружают железную руду и уголь, при горении которого происходит частичное восстановление железа из руды. В горн нагнетали «сырой», не подогретый воздух, откуда и произошло название самой техники. Плавление в горне измельченной железной руды в смеси с древесным углем происходило при высокой температуре. По мере выгорания угля твердые зерна железа, восстановленные из руды, опускались в низ печи и, свариваясь, образовывали губчатый сгусток, называемый крицей.

Сыродутная печь
Сыродутная печь
Лимонит-местное сырьё
Лимонит-местное сырьё
Современная реконструкция
Современная реконструкция

 Священность железа.

Железо — единственный металл, чья сакральность скрыта в устойчивом словосочетании (еманг карты) «священное железо». Опять же, железо приравнивается к камню, как в фиксированном словосочетании (еманг кев) «священный камень».

Сакральность железа постоянно присутствует как в фольклоре, так и в реальных верованиях. Следует отметить, что железо и предметы из него часто появляются в более поздних жанрах фольклора, например, в героических эпосах, а не в ранних произведениях, например, в сказках с сюжетом «О Пор и Мось».

Сакральность железа в фольклоре проявляется, прежде всего, в его связи с небом. С характеристиками некоторых предметов, связанных с божествами, а также в эпитетах самих божеств или их «священных образов», т. е. в зооморфных ипостасях.

Например, медведь спускался с неба «на лучшем конце железной цепи, металлической цепи». Ханты реки Вах называли верховное божество (торум вох) – «Железный Бог». В героических песнях  Васюган часто встречаются такие выражения, как «железный бог Торум-отец, который живет вечно». Духи-покровители хантов часто могут принимать облик железных птиц и зверей: железная гагара, железный орёл, железный волк, железная лягушка и т. д. В последнем примере, помимо священности, термин «железо» означает долголетие (бессмертие).

В истинных верованиях сакральность железа проявляется в его использовании во время гаданий (гадание на топоре, ноже и т. д.). При исполнении самой священной песни, «Песня Пелымского бога», исполнитель всегда должен стоять на обухе топора. Сохранилась также запись о том, как жители стойбища увидели огромного незнакомого жука, стали искать железный предмет: «еманг карты мосл» (нам нужное священное железо). Насекомое было уничтожено на железной лопате.

О священности железа говорит и тот факт, что из всех металлов только на железо и железные предметы налагаются табу. Например, в фольклоре топор называют как «режущее железо с острым клинком». Железные предметы нельзя использовать для чистки рыбьей чешуи или во время траура.

Личина
Личина

Защитная (охранительная) функция железа.

В фольклоре в основном представлена реальная защита с помощью железных предметов, а не символическая. Например, герой молит о железном «панцире с кольцами» для защиты от врагов, а жена с мыслями о предательстве просит мужа «снять железную кольчугу» и т.д.

Защитная символическая функция железа наиболее ярко проявляется в различных ритуалах. Например, топор всегда кладут на порог жилища после выноса покойника из дома. Железные предметы, такие как ножи и топоры, подкладывают под предметы во время гаданий, например, при подъеме гроба с покойником, колыбели с новорожденным или «головы» медведя.

Ножи и ножницы кладут для защиты новорожденного в колыбели. Три булавки с кончиками, направленными вниз, кладут над дверью или в другом месте, чтобы защитить жилище от зла. Косы, которые носят женщины ханты, называются (карты сэв) – «железные косы», потому что в них вплетены железные украшения в качестве талисманов.

Изделия из кричного железа
Изделия из кричного железа
Топор
Топор

 Прочность (долговечность) железа.

Чтобы подчеркнуть силу главного героя Богатыря, к предметам, которые он использует, применяют термин «железный». Например, Богатырь натягивает «Крепкий лук с железной спиной» и использует «семисаженный хорей с копьём железным стальным копьями» и т.д. Вес богатыря может выдержать только такой прочный материал, как железо. Доски пола при постройке жилища не выдержали бы, если бы хороший плотник не положил туда при строительстве несколько кусков железа.

В одном героическом сказании, чтобы уничтожить образа духа (тонха), то есть существа, обладающего особой сверхъестественной силой, «пять человек в кольчугах принесли железные прутья и железные клинья. Когда они вставили железный клин в его мошонку, они ударили по нему железным прутом, и он раскололся надвое…».

В другом случае для своего маленького сына, будущего бога, отец приказал «сделать железную колыбель, металлическую колыбель». Была сделана железная колыбель и металлическая колыбель. Когда мать положила сына в железную колыбель, та взорвалась, и повсюду полетели куски железа» и т. д.

В фольклоре в иерархии прочности материалов, используемых при изготовлении изделий, применяются следующие ряды. Например, сначала делается колыбель из бересты, затем деревянная и железная, которые по очереди разрывает будущий богатырь. Иногда чередуют дерево, медь и железо. Например, народный герой Ими-хилы попадает сначала в деревянную колыбель, затем в медную и, наконец, в железную. Первые две он протыкает своим шилом (или ножом), а на последней шило (нож) ломается. Таким образом, демонстрируется увеличение прочности материала.

В фольклоре железо часто рассматривается в одном ряду с камнем, именно из-за прочностных свойств последнего. Например, в одной из сказок человек Мось сражается с людоедами Ялянями. «Встань сначала на каменное, железное место! … Мужчина Мось… ударил его по голове, так что старик погрузился по пояс в то, что было камнем и железом… Он вдавил его по горло в камень и железо». В некоторых загадках железо также выступает как прочность (твердость). Например, Карты хот лыпийн и нэ омасл «Женщина живет в железном доме» (Орех).

 Ценность железа.

В фольклоре железо часто сочетается с прилагательным «дорогой» (в значении «ценный»).

Как специфическая ценность, железо часто ассоциируется с золотом. У Торума есть «семиэтажный дом с золотыми трубами». Например, есть «шестиэтажный дом с железными столбами».

Реже железо используется в сочетании с серебром, и то косвенно.

Железо приносилось в жертву богам как ценный товар. По этой причине, проходя через священную область на Тромъегане, мужчины пускали стрелы в священное дерево. Считается, что наконечник стрелы должен быть железным. Железные наконечники стрел, копий и даже железные доспехи приносились в жертву.

Ассоциация железа с мужественностью.

Прежде всего, следует упомянуть о других символических значениях железа в связи с мужским началом в культуре ханты. Оно символизирует юношей и молодых людей, олицетворяя их мужественность, стойкость, воинскую доблесть. Например, в героических сказаниях, на Казыме, слово сыновья означает «картанг нёлы ар вур» или «железных наконечников стрел многие грани.

Негативные свойства железа.

Громоподобный звук железа ассоциируется с неограниченной мощью стихии. Железные птицы шумно летают, а железные животные двигаются. Мощью веет от их криков. Например, в сказке отец пытается извести своего маленького сына-богатыря. «Навалились на крышу полога. Он нырнул в воду. На середине Оби сплыл, вскрикнул священным голосом железной гагары, металлической гагары». В одной из загадок пароход сравнивается с железной гагарой. В мировоззрении хантов гагара ассоциируется с подземным миром мертвых, поэтому и пароход также связан с этим миром.

В одном из героических сказаний богатырь «надевает кольчугу и то что необходимо, и стал шагать по полу… . Его малые дети пугаются леденящего холода, идущего от железа, холода идущего от металла».

Железо, как нечто негативное, проявляется в метафорическом выражении (карты сам) «железное сердце».

Железо выступает как нечто негативное в метафорическом выражении «Карта. Сам», «железное сердце». Оно характеризует грубых и бесчувственных людей. Как нечто менее отрицательное, железо сравнивается с деревом. Например, в загадке «Карта нэнгал ляватл, сумат нэнгал вулытл» это выражается как «железные женщины ругаются, березовые – спокойны» (например, котел из железа и поварёшка из дерева).

Негативный характер железа усилился с развитием промышленности в Югре. Например, возник негативный образ (карта хунуп, карта милуп ики) «человек с железным животом и железной шапкой». Таким образом, в хантыйском мифологическом сознании отразился образ нефтяной вышки.

Таким образом, железо вобрало в себя наибольшее символическое значение из всех металлов. Оно выступает в качестве сакрального материала и выполняет защитную функцию. Это символ прочности, долговечности, ценности и мужественности. В то же время железо обладает и многими негативными качествами (стихийность, разрушительность).

Научный сотрудник, хранитель коллекции «Археология» Чебыкин В.Е.