Загадки древних артефактов
Охотничьи знаки и таёжное ориентирование.
Издревле существует и поныне жива традиция помечать места «охотничьей доблести» такие как добыча медведя, лося, дикого оленя особыми знаками. В условиях тайги это лучше всего делать при посредстве топора и хвойного дерева, непосредственного свидетеля удачного события.
К примеру, манси изображая медведя на месте его добычи ставят специальный знак катпос с указанием кто, с кем и когда отличился в охоте.
В пространственном выражении годовой хозяйственный цикл рыболовно-охотничьего общества сводился к сезонному перемещению семей в пределах постоянных территорий, по издавна отработанным траекториям, проходящим через угодья и связанные с ними постоянные и временные поселения. Для успешного ориентирования в пределах своих угодий применялись:
— родовые знаки: ешпос (северные ханты), катпос (манси и восточные ханты), в литературе нередко встречается термин «тамга»; для знаков, встречающихся в документах XVII века, употребляется понятие «знамя»;
— охотничьи знаки (рисунки);
— большей частью, сообщения о добыче животных, могут включать тамги;
— знаки собственности (родовые знаки), встречаются на охотничьих затесах вдоль промысловых троп.
Как объясняют коренные жители, что когда рубят на дрова сухие деревья, то стволы со знаками никто не трогает, делать этого нельзя. Складывается представление, что еще в недавнем прошлом процесс нанесения знаков был тщательно разработан и был обязательным для исполнения ритуалом. И хотя в настоящее время многое забылось, какие-то неясные черты сохраняются достаточно прочно – молодой охотник, родом из этих мест, рассказывал о том, что делал затёс во время охоты не потому, что знал как, а «по потребности души».
Путь таежника, определявшийся задачами промысла, предполагал точное знание местности и ее биологических особенностей. «В способах ориентации хантов, подчеркивают исследователи, — проявлялась конкретность их мышления и языка. Так, названия географических объектов в большинстве случаев соответствовали их внешнему содержанию, отмечая самую характерную особенность. Достаточно охотнику было попасть на берег реки, где следов горностая было больше, чем в любом другом месте, как ему становилось ясно, что это Санелан — Горностаева река. Такой факт для охотника являлся уже первоначальной привязкой, указывающей на его приблизительное место нахождения. Хорошо развитая локомоторная память позволяла с первого раза запомнить все особенности пройденного пути и считать эту местность освоенной… При необходимости он мог вычертить на песке весь пройденный им путь, восстановив все отклонения и повороты, определив в какой стороне его дом. Но самое удивительное это наличие у хантов особого чувства, которое позволяло им в течение любого сложного пути сохранять ощущение его исходной точки».
Никогда не утрачивая мысленной связи с домом, легко ориентируясь в лесных болотистых просторах, ханты не имели единых, строго установленных терминов для обозначения частей света. В повседневном обиходе они определяли направления по затесам на деревьях, по островам, оконечностям болот, по речным плесам и звериным тропам.
… симптоматичным для традиционного общества охотников и рыболовов, чья жизнедеятельность основывалась не столько на производстве, сколько на потреблении дарованных природой благ. Обитатели Севера, воспринимая окружающую среду как источник существования, прежде всего акцентировали ее производительные показатели. Пространство, не связанное с конкретной деятельностью, не имело смысла и не маркировалось.
… И в фольклоре, и на практике наследственная охотничья тропа, являясь условием существования своих владельцев, не сводилась к некой линейной протяженности. У манси, как и у других обитателей тайги, она служила обозначением освоенной территории в целом. Сеть родовых дорог: промысловых маршрутов и запретных троп, ведущих к святилищам («амбарам духов») являлась схематическим выражением жизненного пространства таежных этносов. Подобные реальным «дороги» шаманов и духов дополняли «аутентичные описания вселенной». В мифопоэтических воззрениях уральских народов Западной Сибири она представлялась плоским, плавающим на воде диском, за край которого садилось солнце.
Научный сотрудник, хранитель коллекции «Археология» Чебыкин В.Е.