Загадки древних артефактов

На что способна береста.

Невозможно остаться равнодушным, когда становишься свидетелем обряда «отречения» на Медвежьем празднике ханты. Матёрые охотники скрыв свои лица за берестяной маской обращаясь к убитому медведю убеждают его, что не виноваты в его смерти. Сначала вина перекладывалась на членов ближайших соседей из фратрии Мось или Пор, позднее — на русских («виновато русское оружие»). Суть противоречия в продолжающемся сохранении высокого статуса зверя, в первую очередь, по факту его прямого родства с самим Нуми Торумом.  Тем не менее причины по которым ведётся охота на медведя сохраняются и порой увеличиваются. Поэтому первая песня на медвежьем празднике из разряда “звериных” — “песня о спуске медведя с неба” – “илы вухалты ар” отличается от других. Это песня-миф о небесном происхождении медведя, который наказан Великим Торумом – Отцом за нарушение запретов. Небесный отец давал сыну наказ не трогать оленьи стада, не разорять лабазы, не разрушать могилы людей. Однако попавший на землю медведь, одолеваемый гнусом, обуреваемый голодом забывает напутственные слова и творит разбой. За людей заступается Мать-Земля, которая пророчит медведю небесную кару. Появляются охотники, убивают медведя, уничтожают его физическое тело, и с тех пор он становится смертным. Но бессмертная душа медведя должна вернуться к Небесному отцу. Поэтому охотники всегда воспринимали добычу зверя как провинность перед богом. «Праздник медведя» является способом искупления этой вины (Карьялайнен, 1996. С. 38). Скрыть неловкость в процессе «уговоров» зверя помогают «берестяные маски». Одежда при этом используется самая обычная: суконный гусь с капюшоном и верёвочной опояской, на руках – рукавицы, на ногах – длинные мужские кисы. Поскольку пантомимы бывают длительными и актёрам жарко, вместо гусей одевают лёгкие малицы. В руках держат посохи.

Берестяные маски в действе
Берестяные маски в действе

Эти маски нигде более в культуре обских угров не встречаются – ни в повседневной жизни, ни в обрядах. Вознесение зверя это основная идея праздника, но она не является единственной. По сути дела, семантически насыщенный ритуал приобрёл со временем форму народного праздника. Между тем, ещё одной важной функцией Медвежьего праздника является регулирование общественной нравственности – самого «здоровья» угорского общества. В любой народности всегда существовал механизм выявления симптомов социальных «болезней» и имелась процедура их лечения, спасающая от стадии общественного конфликта или кризиса. Механизмом излечения социума и стал Медвежий праздник, включающий его важнейшие части – игровые сценки, пантомимы, интермедии «берестяных масок». В них в юмористической, а иногда и в резко сатирической форме представляются разнообразные общественные пороки – хвастовство, пьянство, неряшливость, лень… Постоянной темой разыгрываемых сцен является кража дичи и рыбы из чужих силков и запоров. Некоторые сценки и розыгрыши направлены на регулирование семейной жизни.

Кульминацией праздника является появление «берестяных масок» ломающих строгий регламент действа, превращая его в балаган юмора, забавы и удали. И ни кому не скрыться от насмешек этих масок, достаётся даже зверю.

Маска для медвежьего праздника. Береста. Ханты.  Из собрания Этнографического музея Казанского университета
Маска для медвежьего праздника. Береста. Ханты. Из собрания Этнографического музея Казанского университета

«Медвежий праздник» — традиционный и наиболее яркий ритуал обских угров, сформировавшийся в глубокой древности, и сумевший сохраниться до наших дней. На один из праздников был приглашён (случайно или намеренно, неизвестно один из крупных чиновников по работе с коренными народами Югры. И его же представили в одной из юмористических пантомим. Идёт он там, бедолага, с большим мешком денег на горбушке; и нести не может, а бросить или отдать другим не хочет. В такой, казалось бы, лёгкой игровой форме была не только общественно обнажена, но и «адресно доставлена» важная проблема целевого и грамотного распределения бюджетных средств на поддержку коренных малочисленных народов Севера. Чиновник, конечно же, узнал себя и смеялся вместе со всеми участниками праздника. А что ему оставалось делать. Для «берестяных масок» не существует запретных тем и закрытых фигур. Во время представления они позволяют себе не мыслемое – смеятся над медведем. На общественный смех нельзя обижаться – он очищает от пороков, оздоравливает общество, снимает противоречия. А вызывают этот смех «берестяные маски». Они самые свободные и правдивые, они активные и остроумные. Их любят, их шутки воспринимаются как руководство к самокритике и работе над собой. И, одновременно, их боятся – кому охота быть предметом общественного осмеяния. «Берестяные маски» — персонажи без лица и имени, но их общественная роль неизмеримо выше, чем у многих социально статусных фигур обско-югорского общества. С их помощью это общество своевременно и эффективно саморегулируется. И в прошлом, и теперь.

Маска медвежья ритуальная Из фондов музейного комплекса
Маска медвежья ритуальная Из фондов музейного комплекса
Маска медвежья ритуальная Из фондов музейного комплекса
Маска медвежья ритуальная Из фондов музейного комплекса

Научный сотрудник, хранитель коллекции «археология» Чебыкин В.Е.