ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ АРТЕФАКТОВ

Типы свайных построек хантов и манси.

Лабаз, сумьях — свайная постройка у северных народов обско-угорского происхождения для хозяйственного, охотничьего и ритуального назначения. Их строили на летних и зимних поселениях и в местах охоты, а также на священных территориях. В одних хранились продукты и заготовки для большой семьи, складировался инвентарь, например зимние вещи в летний период. В других держали охотничьи припасы, такие как порох, дробь, капсюля, капканы и само оружие. Всё это хранили подальше от человеческого жилья и запаха очага. Отдельно строились ритуальные сумьяхи для сохранения пупыгов (духов покровителей манси). Особое место занимают лабазы для хранения костей медведя после проведения медвежьего праздника. Подобного же рода лабазы устраивались и на священных местах, где в них хранятся приклады — жертвенные подношения почитающих какого-либо определённого духа, например Анки Пугос для народа ханты.

Промысловый сумьях
Промысловый сумьях
Охотничий лабаз
Охотничий лабаз

Отдельный вид лабаза это охотничий или промысловый. Особенность его в том, что устраивался он на местах предстоящей охоты и служил для временного хранения мяса до 3-х дней, сбережения его от хищников, пока хозяин не решит вопрос с транспортом. Речь порой идёт о 500 кг. мяса если это к примеру лось. Как правило, такие лабазы не имели крыши, окон и дверей и состояли из трёх венцов высотой.

Иногда такой лабаз укрывали от птиц, но не обязательно.

Хозяйственные лабазы не всегда строились из бревен, иногда брёвна раскалывались на плахи или их заменяли досками. Всю конструкцию в собранном виде помещали на сваи, напоминающие куриные лапки. Как правило, это растущие рядом деревья, у которых спиливали на одном уровне вершину, на которую в дальнейшем размещали всю конструкцию лабаза.

Главная угроза для пищевых запасов в тайге это многочисленный отряд различных грызунов. Мало того, что они отлично лазают по вертикальной поверхности и запросто поднимутся по дереву на 12 метров в высоту. Ещё они являются разносчиками различных опасных заболеваний. Так считается, что именно они ответственны за распространение клещевого энцефалита. При строительстве различных типов сумьяхов общим местом было определённым образом изготовленные опоры. Бревно вырубается под конус, далее ещё и ещё конус. Таким образом, формировался отрицательный уклон и для грызунов он был не преодолим. Так что мелкие вредители при всём желании не могли добраться до припасов.

Хозяйственный лабаз, сумьях
Хозяйственный лабаз, сумьях
Страшный сон хозяина лабаза
Страшный сон хозяина лабаза
Устройство опор
Устройство опор

Размеры таких хранилищ не регламентировались, как и количество в них запасов, все зависело от состоятельности и трудолюбия хозяев. Нередко в поселении стояло несколько лабазов. Заполнять их начинали в конце лета и осенью когда устанавливались низкие температуры. Во многом всё зависело от урожая, но основные запасы это охотничьи. Рыбу заготавливали с расчетом не только на себя, но и на собак. Охотничьи лабазы ставились недалеко от места охоты, как правило, на расстоянии полутора двух километров от жилища. Там хранились припасы и порох и дробь. Иногда дополнительные ружья оставлялись там же.

Высота опор была не меньше четырех метров до лабаза и выше. Почему так высоко? Это летом высоко, зимой при уровне снега 1,5 метра это нормально. И обязательно на растущем дереве, которое ещё и осмаливалось. Для этого внизу разжигался костерок лучше всего из шишек. С его помощью ножка сумьяха окуривалась. С дерева снималась кора, и его поверхность медленно сушилась, приобретая прочность. Настолько, что многочисленные куньи: соболь, росомаха и т.д. уже не могли туда пробраться. Дело в том, что все хищные звери, которые умеют и любят лазать по деревьям, по голому стволу не пролезут.  И хотя они имеют острые когти, они соскальзывают со стволов деревьев. Охотники в свою очередь вставляли острые лезвия ножей в стволы, что служило дополнительной подстраховкой, чтобы крупные хищники до припасов снизу не добрались.

Ещё один распространённый тип Ура-сумьях-ритуальный сумьях: для сложения костей после проведения медвежьего праздника и для хранения пупыгов (духов покровителей манси). Это всё, как правило, ритуальный лабаз.

Приклады
Приклады
Тонхи
Тонхи
Пупыхи
Пупыхи

Возможно, когда хозяин угодий постарел и ему тяжело далеко ходить, он может перенести Ура-сумьях поближе, по соседству с хозяйственным лабазом.  А пока этого не случилось, ритуальные лабазы устраиваются в глуши таёжной, что бы избежать даже случайного попадания в сакральное пространство незваных гостей. Сюда приносили приклады, ткани, серебряные вещи, мясо (угощение духам), иногда отливки для примера свинцовые из аккумулятора, серебряные чаши для шестиногого лося.

Что бы увидел человек, заглянув в ритуальный лабаз? Там помимо пупыгов (идолов) похожих на кукол увидел бы многочисленные подарки, и подарки принесли сюда для этих самых кукол. Куклы похожие на баб (женский образ). Потом он узнаёт, что куклы одеты в шубы, а эти шубы называются яги. Вот так возможно в своё время и родился миф о Бабе-Яге.

В реальной же ситуации угощение (кусок мяса) сюда может принести только мужчина.  Для того, что бы попросить здоровья для своей жены. Ритуалы, связанные с высшими богами может проводить только мужчина. И он приходит сюда и с сыном и с братом, то есть это родовое и семейное дело. А вот женщина сюда не то, что прийти не может, а посмотреть в ту сторону, где стоит этот Ура-сумьях не может. Мир  высших богов только для мужчин. У женщины было приниженное положение.  Но вот кусок мяса, спиртное мужчина мог принести и попросить здоровья для своей жены — это нормально. Вот, например, шило, ножницы можно принести, лезвия можно принести. Наконечники, причём любые наконечники.  И представьте себе, в некоторых случаях они не обязательно должны быть металлические. Они могут быть костяные и каменные и их значение от этого не менялось. Могут принести сюда священные предметы. Эти священные предметы из особого материала, которого здесь своего никогда не было. И привозят его сюда люди с юга. И это будет вторая вещь по значимости. Первая, это будут ткани. А второе — это будет серебряные вещи. Очень дорогая штука. Поэтому сюда со временем начинает стекаться искусство зароастрийцев, то есть предметы индоиранского происхождения. Здесь появятся различные блюда, которые важно было иметь. Иногда это большие блюда использовались для того чтобы создать такое священное пространство. Для того чтобы с неба спустился один из самых почитаемых зверей шестиногий лось к своему младшему брату, который ходит в среднем мире о четырёх ногах. Но священными ногами он ступить на бренную землю не может.  Ему надо разложить шесть вот таких блюд, на которые он и мог ступить ногами.

Погребальный лабаз
Погребальный лабаз

Следующий тип сумьяха отличает от прочих вытянутая форма. Это печально известный так называемый погребальный лабаз. Вытянутая форма как бы указывает на наличие тела, которого  на самом деле не нет. Это лабаз для пропавших, утонувших и прочих жертв трагических происшествий. Взамен тела, которое отсутствует, изготавливается кукла-кенотаф. Кенотаф (с греческого — «пустая могила») — надгробный памятник, установленный на месте, где нет останковПогребальный лабаз, точнее лабаз-кенотаф (погребение без тела). Ставится в том случае, если похоронить умершего нельзя. В данном случае женщина утонула и для того, чтобы выполнить обряд, был поставлен этот лабаз.

Имеющиеся материалы показывают, что в рассматриваемый период у северных и восточных хантов, северных манси фиксируется традиция сооружения кенотафа для погибшего человека, умершего в результате трагического происшествия (утопление, охлаждение, самоубийство и пр.), а также для человека, умершего вдали от родины по естественной причине (старость, болезнь и др.) и похороненного на чужбине. Необходимость создания кенотафа для такого покойника была обусловлена традиционными представлениями о человеческих душах и их воплощениях после смерти обладателя. По этим представлениям, одна из душ (ис, исхор — сев. ханты) погибшего человека могла навредить живым; чтобы избежать этого, для нее делали изображение умершего/погибшего в виде куклы. Данные о количестве таких кукол разнятся. Так, по одним данным их делали две — иттерма и ура, по другим — для погибшего человека делали только ура, а для умершего по естественным причинам — только иттерма. Эти куклы не могут замещать друг друга. Кроме того что у них разное предназначение (иттерма — кукла умершего, ура — кукла погибшего), они различаются способом изготовления и хранения. Так, основу ура составляют лоскуты ткани либо же ее нет вообще, у салымских хантов — это ветки тальника. В то же время одежда иттерма и ура сходна: это всегда уменьшенная модель традиционной мужской и женской одежды — малица, кумыш, шуба и пр. Модели такой одежды приносили в дар этим куклам, о чем свидетельствуют приклады в урахот и в местах хранения иттерма — в ящиках и коробках. Кроме того, в домик ура клали поношенную одежду погибшего, точно так же как в кенотаф или в обычное погребение.

Лабаз из фондов музея
Лабаз из фондов музея
Что внутри
Что внутри

В «Музее реки Обь» имеется ещё один тип лабаза — экспозиционный. Основная его функция научно-просветительская. В наш торопливый век нефтеюганцы и гости города могут всего за одну экскурсию составить себе представление о целом народе с уникальной культурой уходящей корнями в далёкое прошлое, в древнюю Индию и Иран, в реинкарнацию и зороастризм, шаманизм и прочую эзотерику.  

Научный сотрудник, хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.