ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ АРТЕФАКТОВ

Хантыйская загадка: Внутри гнилого дерева рыжая лиса бежит. (Чувал)

 Древняя Югра ни когда не была благоприятным регионом для проживания. Суровый климат, отсутствие полезных ископаемых, многочисленные болота и водоёмы с тучами гнуса в течение короткого северного лета. Все это сказывалось не в пользу постоянного проживания. Но данное обстоятельство позволяло не заботиться об экономии жизненного пространства, в  полной мере наслаждаться свободой, остатки которой всё ещё присутствуют. Для народа ханты домом является вся тайга. Где бы он ни был — он у себя, в своей среде. Прирожденные охотники, они останавливались на ночлег там, где их заставала ночь, вне зависимости от времени года. Отсюда: дом — это всего лишь более благоустроенное место для сна.

Для обогрева и освещений жилой постройки ханты издревле использовали глиняный очаг – чувал. Обычно он располагался справа от входа. Многие путешественники отмечали преимущество такого камина-чувала в суровых условиях Севера – небольшой охапки дров хватало, чтобы нагреть выстывший дом. Можно было быстро отогреться, сварить чай и приготовить уху. В доме с чувалом не было сыро и дымно – широкая труба создавала хорошую тягу.

Особенности конструкции:

  • Обычно располагался справа от входа; 
  • Основу составлял каркас из жердей, который обмазывали глиной с добавленными к ней травой, оленьей шерстью или навозом;
  • Сужаясь кверху, чувал переходил в трубу, которая выводилась на крышу; 

Женщина-ханты при наличии заранее подготовленных материалов и глины могла соорудить чувал за 8 часов работы.

Разводя огонь, дрова ставили наклонно к задней стенке чувала. Котел над пламенем подвешивали с помощью деревянной перекладины. Крюк для котла мог быть деревянным или металлическим. Когда пищу не готовили, крюк висел на стене рядом с чувалом.

Огонь почитали все народы мира. Повсеместно огонь являлся предметом культа. По поверьям ханты и манси, дух дома живет в очаге. Огонь освещает, согревает жилище, отпугивая от него злых духов, предупреждает своим треском хозяев об опасности. Поэтому огонь представляли в виде женщины-хозяйки, от которой зависело благополучие и здоровье его обитателей. Ханты и манси персонифицировали огонь в образе Най-анки (Огня-матери) — женщины в красном халате.

У обских ханты божество Огня относится к категории всеобщих духов. «Жилищем» Огня считается место справа от входа в дом. Это может быть чувал или железная печка – буржуйка.  С огнем обращались почтительно и заботливо. Не допускалось класть в огонь мусор, грязные дрова, плевать, трогать железными предметами. В этом случае можно поранить душу огня, которая обитает в голубой кромке языков пламени. Периодически огонь угощали — бросали кусочки пищи, лили жир, вино, дарили красные ткани и платки.

Именно у чувала коренные народы Югры — ханты и манси — вели дружеские беседы, обменивались мнениями, проводили обряды и делились традициями. В наши дни чувалы всё чаще украшают экспозиции краеведческих музеев, а в жизни заменяются самодельными буржуйками и солидным арсеналом покупных печей. Теперь на фоне новодельных чувалов проводятся экскурсии о культуре древнего народа.

Использованная литература:

  1. Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: Изд. «Тезис», 2000 г., 344 с.: ил.
  2. Мартынов С.В. История Салымского края. Учебное пособие по историческому краеведению. – Тобольск – Екатернибург: Изд. «Баско», 2004 г., 272 с.: ил.
  3. https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww.ethnomuseum.ru%2Freligiya-narodov-sibiri-i-vostoka&utf=1

Научный сотрудник, хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.