Загадки древних артефактов

В чём сила шамана?

    К моменту присоединения Сибири к Русскому государству  шаманство у разных народов этого обширного края было на разных ступенях развития. Его наиболее яркие формы, включая богатый костюм, сложную символику деталей и рисунков, длительный обряд камлания и разные способы обретения шаманского дара, многие исследователи наблюдали у народов Алтая, Нижнего Амура, тунгусов. У ханты и манси, шаманство по уровню развития уступало ненцам, их ближайшим соседям. Шаманский бубен ханты, в отличие от ненецкого, не имеет четко проработанную  символику основных его частей (например, на бубне нет рисунка). Также нет ярко выраженных особенностей в шаманском костюме. Но в лексиконе ханты и манси есть термин для обозначения человека, который бьёт в бубен, созывает духов-помощников и лечит людей. Такого человека называют «Ёл», что буквально означает «Ворожит человека».

    Шаман, по определению, призван выполнять множество самых разных функций. Он и доктор, поскольку к нему обращаются в случае болезни или полученных травм, он и предсказатель погоды, ему открыто  будущее. Кроме того, он еще и специалист в различных видах магических практик: например, в охотничьей или любовной, а также местный детектив, который может найти потерявшиеся вещи или людей, раскрыть убийство или, если это нужно, сам сразить врага на расстоянии.

    В целом же шаман является созидателем условий для нормальной жизни всего сообщества людей, которые его окружают, а главный инструмент шамана его бубен. Считается, что бубен ханты переняли у ненцев.

    Хантыйский бубен выглядит следующим образом. Шкура оленя, вымоченная в воде, натянута на каркас — черемуховый обруч размером в семь пядей. Шкура обрезана и пришита к обечайке, для чего на шкуре сделаны небольшие разрезы. Перед пришиванием на внутренней стороне обечайки мастер делает три зарубки, обозначающие богов: Торум (Верховный бог), Торум пох (сын Торума), Чет кот тавы ики (Бог, объезжающий небо на коне и смотрящий за делами людей). Рукоять  бубна сделана из естественной развилки дерева и имеет Y-образную форму. За счет неправильной формы черемухового каркаса хантыйскому бубну придана овальная форма, чтобы он напоминал человеческое лицо (верхняя часть несколько шире нижней). Бубен ханты никак не окрашен и ничем не наполнен.

    Бубны легендарных шаманов Среднего Приобья, когда-то створявшие  здесь свои чудеса, были слышны на десятки километров. Тогдашние шаманы могли при помощи своих бубнов  летать, перемещаться между мирами и т.д. Бубны постоянно упоминаются местными информаторами в рассказах о реальных камланиях местных шаманов, которые еще помнят старики. Обрядность, связанная с бубном, и вера в его особую роль смогли здесь пережить кровавые годы репрессий и бездуховность последующих за ней лет. До сих пор существуют умельцы, способные сделать бубен с соблюдением всех необходимых ритуалов. Бой бубнов не стихает здесь и по сей день.

    Таким образом, мы пришли к выводу, что  главным  атрибутом  всех шаманов Сибири был бубен. Ритмы бубна в умелых руках шамана шаг за шагом вводят слушателей в коллективный гипнотический транс.  Это основная причина последующего особого доверия шаману и высокая степень  воздействия на умы присутствующих на камлании.

Научный сотрудник, хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.