Загадки древних артефактов

Тонхи

У финно-угорских народов, населяющих североевропейскую часть континента, с распространением знаний и сведений из области мифологии исторически всё сложилось наилучшим образом. С раннего детства мы знакомы с множеством существ: карлики, гномы, тролли, эльфы и пр. На основе этих знаний Толкиен создал свое Средиземье, из этой кладовой брали сюжеты и персонажей многие другие именитые авторы. 

К сожалению или к счастью, на Урале не нашлось своих сказителей и фольклористов подобного уровня. Никто не записывал в XII веке мифы и предания жителей Урала и Сибири. Поэтому приходится собирать их по крупицам из фольклорных сведений хантов и манси, записанных много позже, в XIX-XX вв. Но даже по этим этнографическим записям можно составить некоторое представление о богатстве средневековой мифологии Урала и Сибири.

Мифологическое пространство у хантов и манси наполнено мириадами духов, живущих в параллельных мирах и шныряющих между ними. Главные духи — это мировые божества и духи предков. Предки входили в состав семейных, родовых и поселенческих  духов-покровителей — тонхов. Тонхи однозначно считались добрыми духами, покровителями священных мест. На них полагались в промысле или иных делах.  Считалось, что эти духи защищают семью, клан от болезней, помогают в войне, охоте, рыболовстве, торговле. При этом в тонха могли превратиться лишь члены рода, которые обладали выдающимися качествами.

Домашние духи различались по своим силам и способностям. Нередко удача какого-нибудь человека объяснялась способностями его домашнего духа, который приобретал славу, и к нему начинали обращаться представители других семей. Так семейный дух приобретал статус общественно значимого. Хозяин щедро угощал своего духа, просил у него благополучия семье, удачи в промысле. У рек, гор, озер были свои духи, которых надо было непременно умилостивить, чтобы перейти реку, забраться на гору, наловить рыбу. Свои духи следили за домом, полем. Особые духи направляли в цель оружие, следили за работой инструментов. Изображения во весь рост или только головы животных вырезали на конце грифа арфы, на рукоятях черпаков. Головы орлов венчали колчаны с оперенными стрелами, навершия с медведями укрепляли рукояти ножей. Рождающие огонь кресала работали при помощи духов-помощников: птиц, коней, лосептиц. Духи жили везде. Лес, поле, реки, озера и дома людей населяли неуловимые создания. Это были добрые и злые духи, мстительные или незлобивые, щедрые или не очень. Смотря, как договоришься, как исполнишь обряды, принесешь жертву. С некоторыми лучше не встречаться вообще, здесь не поможет никакой подарок.

Духи были похожи на людей, у каждого из них была своя территория, свои привычки и образ жизни. Многие из них платили дань, как и люди, великому герою Мир-Сусне-Хуму (за миром наблюдающий человек). Отношения с духами строились по формуле: «Дай, и тебе будет дано». Как ты позаботишься о духах, так и о тебе забота будет проявлена. Принято было держать деревянные скульптуры домашних духов в берестяных коробах в укромных местах жилища. С появлением в обиходе сундучков окованных железом стали хранить в них. Порой для хранения строили специальный священный амбар, где размещали культовые принадлежности и где приносились жертвы. Три тонгха из витрины экспозиции «Югорское наследие» трудятся на поприще культурного просвещения всех желающих приобщится к историческому наследию народа ханты.

Научный сотрудник, хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.