Загадки древних артефактов

Немного краеведения.

  Человек так устроен, что спешит заглянуть в день завтрашний как можно раньше. Но в «смутные времена» этот привычный ход жизни нарушается. Будущее начинает более тревожить, чем привлекать, а грядущие перспективы по-настоящему пугают. Здесь на первый план выходят представители исторической науки и напоминают социуму о многочисленных примерах из прошлого, когда ситуация была в разы хуже, но всё обошлось. Мир не рухнул. Предлагаю не надолго окунутся в историю Среднего Приобья первого тысячелетия до нашей эры.

   История первого тысячелетия до нашей эры является пока мало изученной, но весьма перспективной. Период в целом напоминает бурлящий котел, в котором уже заложены все основные ингредиенты, как то местное население со времён мезолита, неолита и массовый угорский компонент переселенцев с юга, юго-востока. Формирование обско-угорских народов протекает на огромной территории: в направлении с севера на юг — от устья Оби до границ лесостепной зоны, в направлении с востока на запад — от бассейна Оби до европейской стороны Уральского хребта. По южным границам и на севере доминируют разные влияния. На юге система фратрий и родовых кланов выражена слабее. На севере у народов тундры связи сильные, а на юге проявляется воздействие крупных миграций народов: сюда переселяются тюркоязычные народы, а протовенгры покидают места совместного проживания. Несмотря на большие расстояния, связи не обрываются. Под влиянием южных территорий в таёжной зоне тоже силён культ лошади. Героические песни, происходящие из северных хантыйских территорий, обнаруживают также значительное влияние степняков.

В первом тысячелетии до нашей эры не наблюдалось значительных изменений климата, не происходило крупных миграций народов. Орнаменты глиняной посуды также не меняются. Обнаруженные в ходе археологических раскопок костяная лопата и обугленные зёрна пшеницы указывают на существование земледелия, а конские удила и изображение охотника верхом на лошади свидетельствуют о сохранении коневодства. На северных территориях продолжался процесс ассимиляции, о котором говорилось выше. На этих территориях к концу тысячелетия получает распространение оленеводство.

Искусство обработки металла, характерное для угорских народов в эпоху бронзы, сохранялось и в более поздний период, после усть-полуйской культуры. Около середины I тыс. и. э. в области изготовления оружия и орудий труда бронза сменяется железом. Здесь первенство было за народами, жившими на европейской части, на сибирской стороне Уральского хребта тоже преобладает привозная утварь из бассейна Камы, Кузнечное ремесло пользовалось большим престижем, согласно героическому эпосу, мастера-кузнецы принадлежали к княжескому окружению. Князья из героических песен не упускают случая похвастаться своими кольчугами, мечами, стрелами с железным наконечником. Зато появление металлических орудий труда русского и тюркского происхождения привело к упадку местного искусства обработки металла и даже гончарного искусства, так как в обиходе предпочитали использовать не глиняную лепную посуду, а чужеземную металлическую. Однако мотивы орнамента глиняных изделий сохранились до сих пор на берестяной посуде.

Детали происходящего уточняются, научные материалы продолжают накапливаться. Будущие доктора наук готовят свои выводы. Процесс научного освоения Среднего Приобья наращивает темпы. Для тех, кто связал свою жизнь с этим краем, хочу сказать, что здесь не так важны наши этнические корни, сама природа, климат которые мы наследуем, побуждает нас к изменениям, а мультикультурный  котёл из многочисленных народов продолжает бурлить.

Научный сотрудник, хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.