Загадки древних артефактов

Здравоохранение по  древнетаёжному.

Причинами болезней в среде приверженцев шаманизма является, во-первых, непосредственное влияние злых духов. Во-вторых, негативное энергетическое воздействие одного человека на другого – так называемое проклятие (потма). В-третьих,  духи умерших могут посылать болезни (при неправильном  проведении погребально — поминальных обрядов). Болезни насылаются и при не выполнении обещания на жертвоприношение.

Что есть духи в самом широком понимании этого слова.  Духи – это существа невидимые, связанные с человеком, его телом и судьбой, могут принимать вид человека, огонька, дуновения ветерка, птиц, животных и т. д. Они находятся в постоянном взаимодействии с человеком, определяют его душевное и психическое состояние. Делятся на враждебных людям и тех, кто им покровительствует. Причем последние могут и наказать, нанести вред человеку, пытаясь заставить его исполнить их волю (например, принять по наследству так называемый шаманский дар).

Человек, подпавший, под воздействие вредоносных сил ощущает присутствие инородной сущности в своём теле (плохое самочувствие, раздвоение сознания и т. д.) или в непосредственной близости от себя (ощущение чьего-либо присутствия, чувство тревоги), а также различные прочие недомогания.

Враждебные духи как правило воздействуют в определённое время суток – это сумерки, поздний вечер или ночь, время, когда совершаются недоброжелательные действия по отношению к человеку, нарушающему запреты (нельзя подметать пол, прясть нити, смотреть в окно, шуметь и т.д.). Враждебный дух, по словам очевидцев «когда вечером заходит в дом, не все могут это услышать, забирает чью–то «тень», после чего человек заболевает и может умереть, если вовремя не принять меры по оздоровлению. Если услышишь, что брякнула дверь, надо сказать «крючок двери соскочил», ему, будто будет стыдно, что его услышали, и он уйдет. При их появлении или ощущении их присутствия надо ругаться, они слушаются и уходят». Так как люди верили, что их здоровье и жизнь зависит от духов, высших сил, поэтому большое внимание уделялось установлению с ними хороших отношений и соблюдению различных запретов, чтобы им противостоять.

Под проклятием потма понимается умышленное нанесение вреда человеку посредством специальных обрядовых действий (насылание болезни через проклятия). Простому человеку недостаточно просто пожелать другому зла, без специального ритуала невозможно наслать в тело другого злого духа, который может привести к тяжелой болезни и даже к смерти. Чтобы защититься от проклятия, человек, в адрес которого его произнесли, может отослать его назад со словами: пусть проклятие, произнесенное тобой, вернется к тебе.

От «тени», отходящей от человека, также зависело здоровье. Поэтому с ней было связано множество запретов, например: нельзя топтать «тень» – человек заболеет. Когда встаешь с постели, нужно одеялом накрыть постель или же сразу застелить. Нельзя валяться на снегу, остается «тень». Это место нужно затоптать, не рисовать человека и т. д. Когда человек почувствует себя плохо, то говорили: одна из «теней» покинула тело. Это могло случиться и от сильного испуга. Ушедшая «тень» может принять образ птички – воробья. Человек не знает, когда «тень» отделяется и ходит сама по себе. Есть люди, которые видят чужую «тень», но такие люди редкость. Если вовремя принять меры, то человек не почувствует себя плохо. Для этого у женщин – платок,  у мужчин – детали одежды кладут в ящик с прикладами в молельном углу, где находится в течение трех дней, затем, не снимая, носят три дня. Чтобы узнать причину заболевания, и как ее обнаружить, проводили обряд гадания в «темном доме» в ночное время суток. В доме завешивали окна, была полная тишина. Обряд в «темном доме» проводит человек, в нашем случае это шаман. В круг его обрядовых действий входило: изгнание злого духа, вселившегося в больного, извлечение болезни из тела, возвращение ушедшей «тени». Важную роль при проведении обряда играет воспроизведение молитвенного текста, обращенного к определенным божествам и духам. Каждому соответствует определенный текст. Ведь они любят красочное, образное слово. Человеческое слово имеет силу, энергию. В устах шамана эта энергия усиливается. Шаман во время обряда исполняет роль врачевателя, гадателя, предсказателя будущего, посредника в отношениях человека с миром духов. С помощью особых действий он вступает с ними в контакт. Его контакт с миром духов возможен только в особой обстановке, с элементами и атрибутами обрядового действия. Основным его атрибутом был бубен. Бубен занимал в ритуале существенную роль, колотушка, колокольчик, стрела, выполнял функцию общения человека с миром духов. Бубен применяли только во время гадания для лечения тяжелобольных. В доме бубен висел у молельного угла, им пользовался только хозяин. Если обряд проводила женщина, то применяла только железные предметы (стрелу, нож, и т. д.), так как бубен – это мужской инструмент.

Шаманский бубен
Шаманский бубен

Во время обряда шаман в центре комнаты сидел с бубном на коленях на шкуре лося или оленя. Начиная обряд, он бил в бубен, пел молитвы, созывая «своих» духов–помощников. Постепенно впадал в транс, это состояние считалось моментом его общения с духами. Его помощником был Вежакарский богатырь, по словам очевидцев – это «тени возвращающий богатырь».

Обряд
Обряд

Нижний мир – это устье реки Обь, северная сторона (находится за спиной). Хозяином является ‘Северный богатырь‘, а также ‘Дух болезней, нижнего мира‘. По фольклорным данным нижний мир образовался вследствие ссоры и драки Ас тый ики ‘Богатыря Верховьев Оби‘ и Духа болезней. Когда Духа болезней бросили на землю, он ушел вниз со словами: «Племянничек, ты плохое дело сделал, теперь я под землей с корнями буду жить, я «тени» девочек, «тени» мальчиков буду забирать, болезни буду насылать». Ас тый ики говорит: «В верховьях рыбной Оби я буду, девочкам, мальчикам жизнь продлевать, кто заболеет, пусть меня вспомнит». Вход в нижний мир представляется в виде дыры, по которой можно спуститься по лестнице, или северная сторона, куда направляется отделившаяся от человека «тень». Понятие «за спиной» обозначает все нечистое. В прошлом было распространено представление: нельзя оглядываться назад или возвращаться, иначе постигнет неудача. Например, в сказках герою наказывают «не оглядываться назад», он нарушает запрет, за это лишается половины стада оленей. Когда случалось ехать в темное время суток на лошади, сзади с саней спускали веревку, которая волочилась по низу, для того, чтобы не могли подойти злые духи. Наступив на веревку, они, якобы, падают. Если садятся на сани, то лошадь идет тяжело, сани становятся тяжелыми. Во время ощущения, что сзади кто-то идет, нельзя оглядываться назад, так как можно увидеть что-то и потерять сознание.

Многие современные народы поднялись так высоко по цивилизационной лестнице, что утратили свои изначальные представления о мире. Восполнить недостающий пробел можно внимательным изучением культуры народа, который в силу суровости климата, скудности ресурсов законсервировался в своём развитии и преодолев чуждое влияние старается восстановиться в своих лучших традициях.

Духи покровители
Духи покровители
Святилище
Святилище

Научный сотрудник, хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.