«ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ АРТЕФАКТОВ»

Бронзовый солярный знак — символ возрождения.

    Древние угры верили, что душа усопшего вселяется в тело новорожденного ребенка из того же рода. Чтобы переждать до появления на свет очередного младенца, для души изготавливались куклы, на которые привешивали бронзовые солярные знаки или серебряные диски. Они и служили временным прибежищем для души. Если с наличием бронзовых солярных знаков возникали проблемы, то их вXIX–XX веках успешно заменяли царской, а затем и советской монетой.В это же время у манси вырезанная из дерева фигурка  снабжалась монетой в обязательном порядке — «светлым кругом».

Покойник, которому изготовили куклу, не снабженную этим солярным символом, превращался во вредоносное существо — пауль-йорута. Вместе с монетой к фигурке прикладывали пучок волос покойного: волосы, в соответствии с представлениями манси, у живого человека являлись обителью реинкарнирующейся души.

    Если погребальная маска  угров — знак ухода, отделения покойного от живущих, то солярный диск, который тоже находился в погребении  — знак возвращения души в мир. У иранцев дисками с крыльями обозначались фраваши — вместилища жизненных сил, духи умерших, которых боги возвращают в мир.

    Знаком того, что душа уже вселилась в ребенка, был его крик ночью.

Существовали два способа определить, чья именно душа оказалась в теле младенца. Шаман перед люлькой произносил нараспев имена умерших, а бабушка следила за ребенком.

Если ребенок улыбнулся, значит, душа услышала свое прежнее имя.

Если люлька, по словам бабушки или матери, неожиданно тяжелела,

это второй признак верного имени.

После рождения ребенка приносили жертвы духам покровителям рода и покой-

ному, чья душа вселилась в ребенка.

В нашем обычае называть сына именем деда сохранился отзвук древней

веры в возрождение членов рода.

Научный сотрудник Чебыкин В.Е.