С энергией по жизни
8 апреля 2023 года отмечает юбилей Нина Ивановна Сорокина. В музейных фондах хранятся и представлены в экспозициях множество предметов, которые Нина Ивановна даровала музею. Активный сдатчик и бесценный друг Музейного комплекса Нефтеюганска принимает поздравления с 85-летием.
Нина Ивановна приехала в Нефтеюганск из Якутии в далёком 1966 году. Жизнь девушки кардинально изменила телеграмма от Министерства передвижных электростанций СССР: «Телеграфируйте, согласны ли работать машинистом котла. Жилплощадь предоставим». Так Нина Ивановна оказалась в молодом городе, который рос и развивался стремительными темпами и без электроэнергии никак не мог обойтись.
В отдаленные уголки северных городов и посёлков свет приходил с помощью энергопоезда. Передвижная электростанция представляла собой один или несколько обычных вагонов, оборудованных газотурбинным, паротурбинным или дизельным генератором. К месту эксплуатации, в сибирскую глушь, его сначала, подобно обычному железнодорожному составу, перевозили с помощью тепловоза или электровоза, а уж затем по реке доставляли на барже. Энергопоезда представляли собой мощные источники тока, связанные сетью проводов с потребителями.
Работала Нина Ивановна машинистом котла в одном из первых энергопоездов Нефтеюганска. В одном из вагонов энергопоезда осуществляли водоподготовку, во втором располагались турбинный цех и электрощит, в третьем была градирня, где подготавливали воду для подачи в котел, в четвертом находилась химическая лаборатория. Для нагрева котлов сначала использовали нефть, а позднее газ. По приборам специалисты поддерживали определенные температуру и давление.
Нина Ивановна так вспоминает то время: «Запитывали, или, как тогда говорили, «подкуривали», первый электропоезд с дизеля маленькой электростанции, которая находилась на Пиме. В одну смену (всего их было четыре) трудились 11 человек: два машиниста котла, специалисты водоподготовки, химочистки, машинист турбины, дежурный щита управления, электромонтер, инженер-диспетчер. Мы, машинисты котла, закачивали воду с Юганки, нагревали ее на установке до 400 градусов и давления в 40 атмосфер, подавали пар на турбину, которая превращала его в электричество.
Дорог не было. Мы приходили на «пятачок», откуда катер доставлял нас к энергопоезду (в районе СУ-62). Иногда шли напрямик через озеро по проложенной трубе, а затем добирались автобусом. А когда Юганка разливалась словно море, передвигались на лодках».
Нину Ивановну поселили в одном из купе железнодорожного вагона. Всего было девять купе, где работники энергопоезда селились подвое. Жили дружно и всегда собирались за общим столом. На работе Нина Ивановна познакомилась с будущим мужем – Юрием Евгеньевичем, электриком из Забайкалья. В сентябре 1967 года они зарегистрировались в ЗАГСе, который находился тогда в доме № 1 в 4 микрорайоне. Поначалу молодая семья также жила в купе вагончика, а потом перебралась в балок. В 1971 году получили заветную двухкомнатную квартиру в капитальном доме. Вырастили трёх замечательных детей – Лену, Илью и Антонину.
Нина Ивановна – не только прославленная труженица, но и почетный донор. Энергопоезд существовал недолго, но сыграл огромную роль и в становлении Нефтеюганска, и в судьбах людей. От той маленькой электростанции Нина Сорокина будто на всю жизнь зарядилась энергией.
Сегодня Нина Ивановна является активным членом общества старожилов, завсегдатаем всех культурных и спортивных мероприятий. Любительницу скандинавской ходьбы частенько встречают на пятачке сотрудники культурно-выставочного центра «Усть-Балык».
Статью подготовила научный сотрудник Елена Белая.
Фото из фондов Музейного комплекса, Общества старожилов, личного архива. Также использованы материалы газеты «Здравствуйте, Нефтеюганцы»