Загадки древних артефактов

Котёл многоликий.

В самом сердце чувала. Югорское наследие
В самом сердце чувала. Югорское наследие

Котёл в культуре народов Севера Сибири — это не просто ёмкость для приготовления пищи. Он играет роль и жертвенного дара, и оберега, и вместилища богов и душ людей. В котле сосредоточена энергия жизни, с ним связаны ритуалы рождения и перерождения, а также культ Матери-Земли. Многогранность котла проявляется не только в религиозных практиках, но и в погребальных обрядах народов ханты и манси, а также ненцев.

Археологические находки на территории поселений Западной Сибири XIII–XVII веков свидетельствуют о том, что коренные жители использовали котлы не только для приготовления пищи, но и как ценное сырьё для местного бронзолитейного производства. Даже вышедшие из употребления котлы находили новое применение: их переплавляли и использовали для создания новых изделий.

Медная обрезь и обломки котлов были одними из самых распространённых находок на средневековых поселениях и городищах. Например, на городище Эмдер было обнаружено более 150 фрагментов котлов. При раскопках городка Монкысь Урий были найдены наконечники ножен, держатели фитиля, ритуальные наконечники стрел и другие артефакты, сделанные из старых медных котлов. Также было обнаружено блюдо, изготовленное из днища котла, и три корытца из медного листа подобно берестяным «куженькам».

Археологи утверждают, что существовала традиция использования старых медных котлов не только как сырья для бронзолитейного производства, но и как эквивалента в меновых операциях и ритуальных практиках. Среди артефактов можно встретить такую категорию находок, как намеренно нарубленные фрагменты медных котлов. Их размеры стандартны и не превышают 10×10 см. Возможно, это нашло отражение в лексике обских угров: у восточных хантов, например, слово «вах» используется в значении «металл» и «деньги».

Ещё одна интересная категория западносибирских находок — бронзовые отливки миниатюр котлов, обнаруженные в Верхнем Приобье и Прииртышье. Их назначение и семантика трактуются как амулеты-обереги и модели-заменители реальных бронзовых котлов как знака власти, родовитости и высокого социального статуса.

Когда мы сталкиваемся с вариантами использования котла, кроме прямого назначения, например, заваривания чая или приготовления пищи, нам не приходит в голову ничего другого. Но жители средневековой Югры смотрели на мир иначе. Для них сверхъестественное присутствие духов и существ было привычным делом. Важно было задобрить, угодить бестелесному окружению, при скудности средств, с помощью которых можно было влиять на духовную составляющую.  Приходилось постоянно импровизировать.

Чтобы привлечь внимание «Небесного всадника» Мир-сусне-хума, требовалось как минимум четыре серебряные тарелочки с изображением солнца или всадника. Их выставляли на землю, чтобы конь Небесного всадника не касался грешной, грязной земли. Поскольку серебряные изделия не производились ни в Сибири, ни на Урале, их можно было заменить бронзовыми котлами в том же количестве.

В угорско-самодийской традиции котёл, который обычно используется для хранения и приготовления пищи, включая ритуальную, оказывается невероятно многоликим. Он упоминается в сохранившихся топонимических названиях и легендах ненцев, народов ханты и манси.

Котёл не только служит мерой объёма, но и становится мерой времени. Ему приписываются черты живого организма, в нём заключена энергия огня и энергия камня-железа.

Способность котла менять своё положение и состояние — пустой/наполненный, некипящий/кипящий, неперевернутый/перевернутый — проявляется в многообразной двойственности. Он становится фигурантом в комбинациях — противопоставлениях мир — вражда, своё — чужое, родство — свойство, рождение — смерть, богатство — бедность, счастье — беда.

Котёл символизирует единение рода (семьи) и источник силы рождения-оживления, он становится атрибутом шаманских камланий и границей-посредником между мирами.

Высокий мифоритуальный статус котла подчёркивается его небесным происхождением.

Из фондов Музейного Комплекса
Из фондов Музейного Комплекса
Деревянная поварёшка. Ханты
Деревянная поварёшка. Ханты

Гадание: Котел и поварешка в народных традициях

В культуре хантов и ненцев котел и поварешка играли важную роль в гаданиях о судьбе. В устье реки Ню-ролька находилось жертвенное место Cəвəркы-лат, куда девушки приносили дары, надеясь на скорое замужество. Там же проводился обряд выбора жениха: в котел с кипящей водой бросали жабу или лягушку, а когда она сваривалась и опускалась на дно, к костру присаживались юноша и девушка и пытались достать ее ложками. Если их ложки встречались, это считалось предвестником счастливого брака.

Брак и котел у селькупов

У селькупов котел также играл важную роль в процессе заключения браков. В медный котел с обмотанной тканью дужкой жених помещал дары — пушнину, ткань, одежду и бусы — для семьи невесты. Сват, взяв в одну руку посох, а в другую котел с подарками, отправлялся в чум невесты. Он молча ставил котел у ног отца избранницы, а невеста набрасывала на голову платок, после чего сват уходил. Если приданое не устраивало отца, младший брат невесты возвращал котел с дарами в чум сватов. Жених добавлял к дарам что-нибудь ценное, и «таскание котла» могло продолжаться несколько дней. Если отец невесты соглашался на брак, он оставлял котел в своем чуме.

Обращение с котлом

Существовало множество правил, касающихся обращения с котлом в повседневной жизни и его наследования. Например, считалось, что, если «невестка поест прямо из котла, начнется дождь или пурга». Появление трещины в котле воспринималось как предвестник распада семьи. В присутствии котла запрещалось произносить слова-проклятия.

В сказке северных хантов «О стариковой дочери» медный котел, полученный в дар от отца, спасает героиню от гибели, выступая своеобразным «рогом изобилия». Он возвращается со святилища наполненным до краев жирной пищей; обернувшись женскими нартами, привозит девушке новые меховые одежды и утварь; а превратившись в мужские нарты, доставляет к ней богатого жениха-оленевода. Подобный сказочный сюжет, когда котел награждает трудолюбивую девушку выгодным замужеством, а ленивую обрекает на голодную смерть, встречается и у ненцев.

Котел как хранитель дома

Котел выполнял и функцию охранника дома и его обитателей. У лесных ненцев и восточных хантов «котел — домашний дух, которому на дне непременно оставляли немного пищи». Аганские ханты, покидая жилище на долгое время, всегда ставили котел напротив входа, и только в доме, где находились русские иконы, «котел на часы можно было не ставить». Сажей котла мазали лицо «беззубого ребенка», чтобы защитить его от злых духов, когда его оставляли в жилище без присмотра взрослых.

Кинтусовский могильник
Кинтусовский могильник

Если котел «прохудился», его следовало отнести на кладбище и «оставить на могиле одного из покойных родственников, а у них взять целый (не продырявленный), тот, что лежит у могилы, поминальный».

В «Музее реки Обь» на экспозиции «Югорское наследие» представлен медный котел с дугообразной ручкой, изготовленный в первой половине XX в., и ранее бытовавший в семье народа ханты —  Каюковых Лазаря Николаевича и Варвары Васильевны.

Использованная литература:

  1. Кардаш О.В., Визгалов Г.П. Городок Монкысь урий: К истории населения Большого Югана в XVI–XVII веках (по результатам комплексного археологического исследования): В 2 т. Екатеринбург: Издательская группа Караван, 2015 Т. I: Археологические исследования.
  2. Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: Изд. «Тезис», 2000 г., 344 с.: ил.
  3. Перевалова Е.В., Данилова Е.Н. Котел в культуре обских угров и самодийцев: Археологический артефакт и «живая» традиция // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2019. № 4 (47).

Научный сотрудник, хранитель коллекции археология Чебыкин В.Е.